ЕЛЕНА БОЛДИНА: «Образование переходит от обучения к ознакомлению»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в Max
Твериград в телеграм

Кто, как не учитель, знает проблемы современного образования не понаслышке и, пожалуй, лучше тех, кто произносит с телеэкранов модные слова «реформа», «модернизация», «инновации»? Как смотрят на новшества в школьном образовании люди, вовлеченные в эксперименты самым непосредственным образом? Об этом мы разговаривали сегодня с Еленой Болдиной.

Елена — учитель информатики, по специальности математик, стаж работы с детьми почти 20 лет, человек увлеченный, из тех, кто остается в профессии на всю жизнь. Имея двоих детей, она, как многие педагоги, одновременно выступает в двух ролях. И мама, и учитель — на этом пересечении видно многое.

— Елена, если сравнивать начало твоего пути в профессию, когда все только начиналось, и сейчас, спустя два десятка лет, когда ты учитель высшей категории, как изменилась школа?

— Образование сейчас переходит от обучения к ознакомлению, и по-другому уже не получается. Количество часов на основные предметы — математику, физику, русский язык — сокращается, а объем знаний требуется прежний. Торопимся успеть дать как можно больше. Ученик торопится следом. На деле при такой спешке понимание заменяется механическим восприятием. Списал с доски — вроде усвоил, идем дальше. И дети так к этому привыкают, что бороться очень сложно. Для полноценного усвоения приходится выкручиваться — добавлять часы в рамках факультативов.

— Зато добавили часы на физкультуру.

— Да, физкультура теперь три раза в неделю, только здоровье это не спасет. Часы добавили, а спортивные залы выстроить забыли. В некоторых школах в одном спортзале физкультура проводится одновременно у нескольких классов.

— Такое ощущение, что нововведения придумывают те, кто плохо представляет себе реалии современной школы. Действительно, сначала нужно обеспечить крытый спортзал, а потом все остальное. Теперь понятно, почему в нашей школе физкультура при первой возможности проводится под открытым небом, — места в зале всем не хватает. Благо, если погода хорошая, но в такую зиму, как в этом году, на улице особо не побегаешь: то дождь, то мокрый снег. С другой стороны, если в спортзале выбиты стекла, то чем, собственно, улица хуже?

— К сожалению, от учителей тут мало что зависит. Учитель оказывается на улице вместе с детьми. Мало что может сделать и директор — только обивать пороги высших инстанций с просьбой о финансировании.

— Еще одно нововведение последнего времени — основы православной культуры.

— Я считаю, религиозное воспитание должно идти из семьи.

— Основы православной культуры, обществознание, ОБЖ — это все новые предметы. Раньше их школа не знала, а теперь по ОБЖ пишем сочинения, а по литературе сдаем ЕГЭ.

— Именно. Тестовая форма контроля — отдельная тема. Выбрать один вариант из 3-4 — совсем не то же самое, что решить задачу, как раньше. Ученики не хотят и не настроены понимать, вникать в суть. Детей приучают угадывать. Тест не требует основательности знания, достаточно приблизительно понимать, чтобы рискнуть, сыграть в угадайку и попасть пальцем в небо.

Мне не нравится система подготовки к ЕГЭ, которая часто превращается в натаскивание учеников по заданиям прошлогодних тестов.

Вид задачи и способ ее решения запоминается механически. Но стоит чуть изменить формулировку задания — и финал печальный. Не наученные мыслить, приученные тестами к одному и тому же алгоритму, ученики «плывут». Занимаясь со школьниками, я пользуюсь методами старой школы: стараюсь научить детей мыслить. Активность мышления, инициативность мысли важнее и полезнее навыков механического копирования с доски.

— Периодически начинается очередная рекламная кампания о повышении учителям зарплаты. Что ты об этом думаешь?

— Зарплата — это для каждого учителя больной вопрос, хотя и декларируется, что она постоянно растёт, но на деле это повышение не всегда заметно. Приходя в магазин, понимаешь, что твоя продовольственная корзина не столько увеличивается, сколько сжимается.

— Насколько мне известно, повысили не зарплату (сумма, которую учитель получает на руки в конце месяца), а тарифный фонд, откуда платятся стимулирующие доплаты — по усмотрению дирекции. Однако директора разные, и усмотрения у них тоже разные, поэтому не всегда повышают и не всегда на 30%.

— Сумма на руках сильно зависит от категории. Высшая категория дает хорошую прибавку к зарплате, но, к сожалению, и здесь учитель загнан в узкие временные рамки. Не успел подать на подтверждение категории — лишился 40% зарплаты.

— И здесь торопимся опоздать. Вечная гонка. Лихорадка большого города?

— То ли динамика современной жизни сказывается, то ли действительно бежим по кругу, сказать сложно. Однако стоять на месте — тоже не выход. Хотелось бы, чтобы наконец была найдена золотая середина в образовании — без поспешных решений, с ясно прочерченной перспективой в будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Образование

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .