ЕЛЕНА БОЛДИНА: «Образование переходит от обучения к ознакомлению»
Кто, как не учитель, знает проблемы современного образования не понаслышке и, пожалуй, лучше тех, кто произносит с телеэкранов модные слова «реформа», «модернизация», «инновации»? Как смотрят на новшества в школьном образовании люди, вовлеченные в эксперименты самым непосредственным образом? Об этом мы разговаривали сегодня с Еленой Болдиной.
Елена – учитель информатики, по специальности математик, стаж работы с детьми почти 20 лет, человек увлеченный, из тех, кто остается в профессии на всю жизнь. Имея двоих детей, она, как многие педагоги, одновременно выступает в двух ролях. И мама, и учитель – на этом пересечении видно многое.
– Елена, если сравнивать начало твоего пути в профессию, когда все только начиналось, и сейчас, спустя два десятка лет, когда ты учитель высшей категории, как изменилась школа?
– Образование сейчас переходит от обучения к ознакомлению, и по-другому уже не получается. Количество часов на основные предметы – математику, физику, русский язык – сокращается, а объем знаний требуется прежний. Торопимся успеть дать как можно больше. Ученик торопится следом. На деле при такой спешке понимание заменяется механическим восприятием. Списал с доски – вроде усвоил, идем дальше. И дети так к этому привыкают, что бороться очень сложно. Для полноценного усвоения приходится выкручиваться – добавлять часы в рамках факультативов.
– Зато добавили часы на физкультуру.
– Да, физкультура теперь три раза в неделю, только здоровье это не спасет. Часы добавили, а спортивные залы выстроить забыли. В некоторых школах в одном спортзале физкультура проводится одновременно у нескольких классов.
– Такое ощущение, что нововведения придумывают те, кто плохо представляет себе реалии современной школы. Действительно, сначала нужно обеспечить крытый спортзал, а потом все остальное. Теперь понятно, почему в нашей школе физкультура при первой возможности проводится под открытым небом, – места в зале всем не хватает. Благо, если погода хорошая, но в такую зиму, как в этом году, на улице особо не побегаешь: то дождь, то мокрый снег. С другой стороны, если в спортзале выбиты стекла, то чем, собственно, улица хуже?
– К сожалению, от учителей тут мало что зависит. Учитель оказывается на улице вместе с детьми. Мало что может сделать и директор – только обивать пороги высших инстанций с просьбой о финансировании.
– Еще одно нововведение последнего времени – основы православной культуры.
– Я считаю, религиозное воспитание должно идти из семьи.
– Основы православной культуры, обществознание, ОБЖ – это все новые предметы. Раньше их школа не знала, а теперь по ОБЖ пишем сочинения, а по литературе сдаем ЕГЭ.
– Именно. Тестовая форма контроля – отдельная тема. Выбрать один вариант из 3-4 – совсем не то же самое, что решить задачу, как раньше. Ученики не хотят и не настроены понимать, вникать в суть. Детей приучают угадывать. Тест не требует основательности знания, достаточно приблизительно понимать, чтобы рискнуть, сыграть в угадайку и попасть пальцем в небо.
Вид задачи и способ ее решения запоминается механически. Но стоит чуть изменить формулировку задания – и финал печальный. Не наученные мыслить, приученные тестами к одному и тому же алгоритму, ученики «плывут». Занимаясь со школьниками, я пользуюсь методами старой школы: стараюсь научить детей мыслить. Активность мышления, инициативность мысли важнее и полезнее навыков механического копирования с доски.
– Периодически начинается очередная рекламная кампания о повышении учителям зарплаты. Что ты об этом думаешь?
– Зарплата – это для каждого учителя больной вопрос, хотя и декларируется, что она постоянно растёт, но на деле это повышение не всегда заметно. Приходя в магазин, понимаешь, что твоя продовольственная корзина не столько увеличивается, сколько сжимается.
– Насколько мне известно, повысили не зарплату (сумма, которую учитель получает на руки в конце месяца), а тарифный фонд, откуда платятся стимулирующие доплаты – по усмотрению дирекции. Однако директора разные, и усмотрения у них тоже разные, поэтому не всегда повышают и не всегда на 30%.
– Сумма на руках сильно зависит от категории. Высшая категория дает хорошую прибавку к зарплате, но, к сожалению, и здесь учитель загнан в узкие временные рамки. Не успел подать на подтверждение категории – лишился 40% зарплаты.
– И здесь торопимся опоздать. Вечная гонка. Лихорадка большого города?
– То ли динамика современной жизни сказывается, то ли действительно бежим по кругу, сказать сложно. Однако стоять на месте – тоже не выход. Хотелось бы, чтобы наконец была найдена золотая середина в образовании – без поспешных решений, с ясно прочерченной перспективой в будущее.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти