Ещё 75 лет назад до Торжка ходили глиссеры
Как сообщает “Тверской хронограф”, 16 октября 1936 года произошло весьма интересное событие. А именно, – Калинин с Торжком связало весьма необычное транспортное средство. Раз в день по реке Тверце можно было добраться до Торжка на глиссере.То есть, повторяю, ещё 75 лет назад было открыто пассажирское сообщение с Торжком по Тверце, осуществляемое на суперсовременных для того периода судах – скоростных и не боящихся мелководья.
Как сообщает энциклопедия, “при движении глиссера за счёт специально спроектированной формы корпуса возникает гидродинамическая сила, компенсирующая часть силы тяжести и вызывающая общее значительное всплытие судна, которое «выходит на редан» (оно как бы скользит по поверхности воды – глиссирует). В результате существенно уменьшается площадь соприкосновения днища с водой, снижается вязкое сопротивление движению за счёт уменьшения смоченной поверхности и повышается скорость хода.” Это, так сказать, научное определение.
А вот более литературное, цитата из повести Льва Кассиля “Вратарь республики”: “Глиссер, ищущий опору в собственной скорости, неся в себе принцип интенсивного воздействия на среду, ближе нам и по духу, чем экстенсивное, относящееся к воде инертно, поддерживаемое древней архимедовой формулой круглое судно”.
Не случайно, что даже в общем-то в “спортивной” повести тех лет герои её обсуждают глиссеры, да и создают их. Тема скоростных судов наравне с темой покорения неба была тогда предельно популярна. Но если развитие авиации постоянно и методично шло с тех пор в гору, то интерес к “летающим судам” со временем как-то незаметно отодвинулся на второй план. Хотя разработки их всё равно продолжались.
Впрочем, я написал только что “знакомые нам”. Но всем ли знакомые? Это ещё лет 30 назад не было даже намёка на то, чтобы “решать судьбу разрушающегося речного”. Ибо речной вокзал был не “болевой точкой” на карте города, а именно речным и именно вокзалом, активно функционирующим, отправляющим ежедневно десятки рейсов как вниз, так и вверх по Волге, да и по той же Тверце. Благодаря чему все названные “Ракеты”, “Метеоры”, “Зори”, а также пассажирские корабли, прогулочные катера и баржи, баржи, баржи были неотъемлемой частью местного пейзажа.
Где они сейчас? Не знаю. Но догадаться несложно, видя происходящее вокруг и проведя соответствующие аналогии. Когда-то самый выгодный и едва ли не самый надёжный вид транспорта практически исчез. Соответственно и пассажирское водное сообщение в Твери сократилось практически до нуля.
Грустно!.. А ведь место для него в современной инфраструктуре наверняка нашлось бы и ныне. Было бы желание искать. Не случайно же сегодня, в период приближения транспортного коллапса, всё чаще звучат предложения запустить хотя бы банальный паром через Волгу на северной и южной окраинах города. Слышал я предложения и более серьёзные. Зато не слышал, чтобы хоть одно из них, хоть сколь-либо заинтересованно, хоть где-либо из властных структур обсуждалось. Что ж, наверное, там есть дела поважнее.
И тем больше у нас сегодня причин, для того чтобы не думать ни о дне завтрашнем, ни о сегодняшнем, а просто обратить взор к прошлому, вспомнить и осознать: 75 лет назад, ещё до войны, спустя менее чем 20 лет после революции, из Калинина до Торжка уже можно было доехать по воде – по Тверце – на самом продвинутом и перспективном виде речного транспорта – на глиссере. И, вспоминая об этом, постараться зажмуриться и не смотреть по сторонам.
КОММЕНТАРИИ 11 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Надо понять и простить.
Тем более, что самым экономичным речной транспорт вроде бы перестал быть довольно давно. - Не выдержал конкуренции с железкой и автомобилями в эпоху активного строительства дорог, и тех и других.
Правда, сейчас, при имеющихся тенденциях, он может и возродиться. Особенно парусный. 😉
Гребной ))) не знаю, как называется тот, что с бурлаками )
Помню, по Тверце ходили до Долматово, а кажется даже и выше, по Волге - вверх до Путиловских лагерей, а может и тоже выше, вниз - до Дубны точно.
Кстати, в Путилово ходила именно Заря. Да вроде как вверх только она и ходила.
А не до Старицы ли ходили? Вот почему-то засело в башке, хотя сам понимаю, что вряд ли.
До Старицы по Волге ходили в те же времена, когда глиссер ходил по Тверце до Старицы. Правда, только в начале водного сезона и в конце. В середине лет, особенно когда не было дожей, Волгу можно было перейти вброд у современного памятника Афанасию Никитину. Водный транспорт обязательно вернется в наш город. Иначе никого смысла ему нет стоять ему на Волге.
"Перейти Волгу вброд" будет моей новой мечтой. Потому что я уже ее не раз переплыл)
Вобщем не знаю что до куда ходило, но точно помню, что лет так 17 назад, когда меня забирали из лагеря "Чайка" (он недалеко еще от суворовского полигона находится), домой мы добирались на какой-то посудине по Волге.
Это в Кокошках очевидно. Туда в те годы ходила "Москва" обычно. Но иногда "Москвич", а иногда и "Заря".
Точно точно! Я просто помню, что что-то созвучное с "какашками" (пардон) было.
Речной трамвай туда ходил, 50-х годов выпуска. Кстати, закрыли эти рейсы и списали эти трамваи совсем недавно: всего лишь несколько лет назад. До Моркино (конечная) за орехами плыл на нем неоднократно.
"А вот более литературное, цитата из повести Льва Кассиля “Вратарь республики..." -
Да в фильме "Вратарь" все наглядно показано. Гидраэр, вроде бы так назывался завод в том кино. И выпускал он как раз эти транспортные средства.