Европа разлюбила дорожные знаки

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

25 лет назад Ханц Мондерман всерьез задумался о причинах возникновения аварий. Он часами стоял на перекрестках, наблюдая за поведением людей на дорогах. В итоге Мондерман пришел к выводу, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит не из-за ошибок людей, а из-за неверной реакции на чужую ошибку.

Водители, чересчур увлеченные знаками и светофорами, перестают замечать других участников движения. Но недостаточно просто отменить светофоры и демонтировать железобетонные отбойники. На их месте нужно построить круговые развязки, разбить цепь фонтанов и посадить деревья, как это сделали в голландском Драхтене.

Одни считают этот проект «анархией», другие — «либерализацией дорожного движения». В Европе развернута кампания по упрощению правил дорожного движения и ликвидации «лишних» дорожных знаков, разметки и светофоров. Проект, придуманный ещё четверть века назад голландцем Хансом Мондерманом (Hans Monderman), называется «Shared Space» — «пространство общего пользования». Ханс Мондерман — один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения в Европе. Философия его проекта такова: управление дорожным движением должно быть возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. В данном случае взаимопонимание водителей и пешеходов, уважение друг к другу становятся решающим фактором поведения на дороге.

Всё же идеи Мондермана многим кажутся абсурдными. Если убрать все разграничения между пешеходом и автомобилем, шоссе и тротуаром — как физические, так и нормативные, движение станет более опасным и для пешеходов, и для водителей. Однако Мондерман настаивает на том, что в подобных обстоятельствах все участники движения станут вести себя осторожнее. Чем больше предписаний, тем меньше осознание собственной ответственности. Такова психология человека. Исчезновение регламентирующих поведение дорожных знаков вынуждает участников движения быть предельно внимательными. Автор эксперимента предлагает заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя. «Водитель в общем пространстве становится составной частью социального и культурного контекста, и его поведение на дороге контролируется повседневными нормами поведения», — подытоживают авторы проекта на своем сайте.

Особый интерес к проекту на родине Мондермана — в Голландии. Там же отмечены наиболее примечательные его достижения. Сейчас в Нидерландах без дорожных знаков обходятся уже 11 населенных пунктов, а количество несчастных случаев снизилось на 90%. В федеральном ведомстве по планированию дорог уверены, что этот проект вернул людям право отвечать за себя.

В голландском городке Драхтен концепция «Shared Space» действует с 2000 года. На центральном перекрестке были ликвидированы все светофоры и дорожные знаки. Движение выглядит замедленным. Однако, по мнению экспертов, в пределах населенных пунктов такое движение куда более разумно, нежели постоянное чередование «газ/тормоз». Поначалу горожане протестовали, называя проект «шокирующим» и «немыслимым». Сейчас привыкли, а городские власти убирают светофоры и дорожные знаки и на других перекрестках. В Драхтене со времени старта этого проекта число ДТП снизилось на 70%, пропускная способность дорог увеличилась, а пробки остались в прошлом.

В Лондоне светофоров и тротуаров лишилась четырехполосная Kensington High Street и улица Seven Dials в районе Ковент-Гарден (Covent Garden). Движение стало менее лихорадочным, пропускная способность трассы выросла с 2200 машин в час до 2800, а число аварий снизилось на 60%. В Германии без дорожных знаков и светофоров обходятся в нижне-саксонском Бомте. Глава муниципалитета Оксфорда Джон Годдарт (John Goddard) также проявил заинтересованность в проекте и выразил желание отвести под «общее пространство» центральную часть Оксфорда.

Копенгаген, Барселона, Лион, Страсбург, Куритиба — с каждым годом число городов, которые оказываются вовлечены в этот проект, увеличивается, как, впрочем, и число довольных участников эксперимента. На официальном сайте проекта «Shared space» можно следить за тем, как проходит транспортная революция. Предварительные данные свидетельствуют, что во всех городах и населённых пунктах, участвующих в этом смелом эксперименте, снизилось число дорожно-транспортных происшествий, а скорость движения транспортного потока увеличилась. Водители стали ездить гораздо аккуратнее, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. Впрочем, о первых официальных итогах власти Евросоюза, поддерживающие концепцию «общего пространства», намерены объявить лишь в 2008 году.

В России идеи Ханца Мондермана пока не нашли отклика. Скорее — наоборот. Кампания по модернизации знаков на российских дорогах — «Приведение существующих знаков в соответствие с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейским соглашением 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы» — привела лишь к увеличению числа дорожных знаков. В 2006 году появилось 24 новых дорожных знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Интересно, что многие водители даже не догадываются о нововведении, что лишний раз подтверждает: многие знаки мы просто не замечаем. Так зачем же тогда они нужны?

Читать полностью на turizm.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Без рубрики

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .