"Фанатки" в тверском ТЮЗе
В Тверском ТЮЗе состоялась премьера современной пьесы «Фанатки». У вечной истории о несчастной женской любви и судьбе есть все шансы стать популярной.
Хотя бы потому, что в пьесе Романа Белецкого «Фанатки» поднимаются острые подростковые проблемы, с которыми в той или иной степени приходилось столкнуться большинству девушек и их родителей. Три юные героини, они же собственно фанатки, пытаются сделать выбор между настоящей, реальной жизнью и придуманными сюжетами, между духовными ценностями и материальными благами, между душой и пустотой… В главных ролях девушки и поп-идола, ставшего ее кумиром, – молодые актеры ТЮЗа Дарья Астафьева и Сергей Батаев. Премьера спектакля прошла 10 марта, в последний день выходных, посвященных Международному женскому дню.
Любопытно, что эскиз «Фанаток» в постановке режиссера Кирилла Левшина был создан еще осенью в рамках проходившего в Твери Международного театрального проекта «Открытые двери». Тогда сцены из будущего спектакля были признаны одной из самых ярких работ режиссерской лаборатории, а уже через полгода фанатки выясняли отношения между собой на сцене Тверского ТЮЗа: дрались, пели, ели воздушные шары и стреляли из пистолетов.
Велосипед и ружьё
Многие из режиссерских решений стали весьма неожиданными. Например, установленный когда-то видеопроектор едва ли не впервые оправдал свое присутствие в зрительном зале театра. В итоге «Фанатки» в интерпретации Кирилла Левшина стали спектаклем-фильмом. Зрители не только наблюдали за происходящим на сцене, но и могли полюбоваться знакомыми видами родного города. Кроме того, видеокамера на сцене работала в режиме прямого эфира. В особенно острых и драматических моментах спектакля глаза актера, произносящего монолог, увеличивались до размеров большого экрана. На крупном плане читалось всё: слезы, любовь или хитрость.
Были и другие технические решения. Например, бабочки на потолке воспринимались поначалу как элемент декорации, но в нужный момент они спланировали туда, куда хотел режиссер. Светлый треугольник горки на полу – и больше ничего, никаких излишеств. Впрочем, этого максимально открытого пространства вполне хватило для того, чтобы перемещать героев спектакля, а с ними и зрителей, в подъезд, где тусуются фанатки, в квартиру кумира, в дом главной героини и ее матери и даже в тюремную камеру.
Еще одна деталь: на протяжении всего спектакля возле стены зрительного зала стоит велосипед. Естественно, что любой театрал с очевидным любопытством ждет, когда же висящее на стене ружье выстрелит. В данном случае немой вопрос зрителя заключается в том, что же произойдет с велосипедом. Но когда ружье (велосипед) так и не стреляет (не едет), сложно отделаться от разочарования. Увы, но педальный так и не сдвинулся с места…
Другая незадача была связана с окончанием первого акта. Главную героиню Свету Булкину, потерявшую сознание после кровавой драки, кладут в ванну двое печальных мужчин с лопатами, засыпают ее тело бабочками (будто землей) и увозят за кулисы. Мол, покойся с миром… Однако совершенно неожиданно во втором акте девушка, продолжая лежать в ванне, как ни в чем не бывало, выясняет отношения с мамой.
Уже позже в закулисной беседе один из актеров театра, пожелавший сохранить инкогнито для прессы, пояснил, что вся эта карусель с ванной, оказывается, должна была сказать зрителям, что Света Булкина вскрыла вены…
Немного странноватыми показались и костюмы. Судите сами, главная героиня была одета в персиковое платье и синие колготки, а известный певец щеголял в зеленых штанишках в разноцветный горошек. Головы фанаток, роли которых исполнили Надежда Мороз и Наталья Бульканова, украшали нелепые шапки с кисточками и помпонами. И хотя «Фанатки» обозначены как комедия, костюмы актеров скорее вписались бы в жанр буффонады, если не клоунады.
Это по любви
Что же касается собственно актерских работ, то персонажи показались будто бы нарисованными одной краской. Причем весьма традиционной. Фанатки были агрессивны и угловаты, поп-идол – манерен и пуглив, а мама, майор полиции, как и положено, – сильна и сдержанна. Разноплановым и интересным можно назвать только образ продюсера и по совместительству женщины-звезды в исполнении Ирины Титаренко. Актрисе удалось воплотить в эпизодической, по сути, роли усталость и разочарованность в мужчинах, сочувствие и жестокость, страх и надменность.
Для молодых актеров ТЮЗа работа над «Фанатками», безусловно, стала первым большим шагом в профессию. Тем не менее спектакль приходилось смотреть, постоянно оправдывая игру юных дарований тем, что «это первая большая роль», что «они еще совсем молоды, у них нет опыта». Возможно, еще и поэтому от «Фанаток» осталось впечатление еще достаточно «сырого» спектакля. Актеры путали текст, не попадали в такт движениями, а артикуляцией – в фонограмму. В какой-то момент почудилось, что находишься не в профессиональном театре, а в зале ДК на фестивале «Студенческая весна»…
Однако при всех бросающихся в глаза недоработках «Фанатки» действительно смотрятся. И благодаря собственно пьесе, и благодаря режиссуре, и благодаря свежим лицам на сцене так хорошо знакомого театра.
Театралы знают, что о спектакле нельзя судить по премьере. Должно пройти время, и он, подобно благородному вину, наберет силу, окрепнет, «разыграется». Поэтому есть уверенность, что новая, поданная с тонким юмором и глубоким сочувствием постановка станет любимой не только представителями юного поколения, но и людьми постарше. Это легкая семейная трагикомедия с интересными режиссерскими идеями и отсутствием пошлости на сцене должна прекрасно вписаться в такой разноплановый, но всегда оригинальный репертуар Тверского ТЮЗа.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти