Феномен паганизма: тверской теолог рассказал, что прячут за ширмой неоязычества
Очень часто можно наблюдать картину, когда неоязыческие культы напрямую перекликаются с национализмом.
Сегодня традиционные религиозные ценности в мире то и дело нарушаются различными альтернативными религиозными движениями. Свой вклад в это вносят харизматы, баптисты, адвентисты и прочие. В городских парках можно встретить кришнаитов – суррогат индуизма. Но часто мы слышим и о языческих культах. Речь идёт о якобы возвращении к «истинной» вере народа. Правда за этой «истинной» верой часто кроется некая неприятная подоплёка.
Неоязычество можно встретить в любой стране мира. В России речь идёт о почитании Перуна или Ярила, например. О поклонении конкретному божеству в славянском неоязычестве не говорят. От российских представителей этого культа часто можно услышать, что они поклоняются не богам, а своему роду.
В европейских странах неоязычники в большей степени опираются на старинные верования скандинавов. Даже в исламских странах можно встретить подобные нетрадиционные религиозные культы – зуизм. Он основан на поклонении шумеро-месопотамским богам, несмотря на то, что его основатель, Джошуа Фри, никакого отношения к этим народностям не имеет.
Но особую нишу в этом веровании занимает славянское неоязычество. И причины тому – абсолютно не позитивные. Это верование используют в корыстных целях.
В современной геополитической обстановке можно вспомнить ситуацию в России в конце 90-х и начале «нулевых», когда у нас было очень много неоязыческих движений. И очень часто, если углубиться в их трактования, догматы российского неоязычества сильно пересекались с национализмом, а иногда и вовсе шли неразрывно.
Что любопытно, это проблема коснулась всех славянских народов. И если же в нашей стране эти движения, ярко отождествляющие себя с национализмом, со временем и плановой работой правоохранительных органов практически исчезли, то о соседних государствах сказать такого нельзя. Сегодня мы часто слышим, что неоязычники часто встречаются на Украине среди боевиков «Азова» (организация запрещена в РФ). О том, что таит в себе этот культ, рассказал преподаватель ТвГУ и бакалавр теологии, магистр педагогики Андрей Безруков.
– Это очень большая и сложная тема. Я бы не сказал, конечно, что неоязычество – продукт Запада. На Западе тоже много неоязычников. У них свои культы, тоже пытаются возрождать «истинную веру» этого народа. Но на мой взгляд между неоязычеством и национализмом очень часто можно поставить знак равенства. Потому что в своё время, я прекрасно помню 90-е, националистические движения тогда очень хорошо развивались, и они пытались поначалу оперировать православием. Но в православии нет ни эллина, ни иудея. Православный – это человек, по сути, без национальности. Он не русский, не американец, не канадец… Он Христов. И националисты достаточно быстро поняли, что на христианство не опереться, – объяснил теолог.
Националистические идеологи стали искать для себя другую точку опоры, и неоязычество оказалось для них очень удобным. Потому что в неоязычестве были идеи, которыми можно легко оперировать: «Я русский, у меня истинно русская вера, я на своей земле, у меня свои боги, которые меня рабом не называют, а христианство придумали жиды, чтобы закабалить славян». К чему приводит «накачка» такими посылами хорошо показали события в Южно-Сахалинске, когда в православный храм ворвался вооруженный неоязычник Степан Комаров, убивший двоих и ранивший шестерых прихожан.
– Всё просто, доступно и позволяет оправдывать свои низменные инстинкты религиозным контекстом. И, к сожалению, это в целом становится для людей простым и доступным. Проблема в том, что неоязыческие идеи проникли очень глубоко в общество. Даже человек, который не считает себя неоязычником и может быть даже православный, тем не менее впитывает эти идеи: кровавое крещение Руси, миллионы убитых во время этого, а православие на самом деле – это «славить правь» и это вообще язычество. И все эти идеи – они обществом, к сожалению, впитываются. Вообще все неоязыческие культы России построены на мифологемах, не имеющих исторических подтверждений, но они ласкают слух, развивают нездоровую гордость, приятно же слушать про «непобедимых славянских воинов», «Руссо-Славянской империи от Кореи до Испании и т.п.». – рассказал Андрей Безруков.
Ощутимое влияние на развитие неоязычества в российском обществе оказывали даже ведущие деятельности культуры и спорта. В частности, с «истинно русскими» идеями выступал даже юморист Михаил Задорнов, рассказывая о «настоящих корнях» русского языка и русского народа.
– Он тоже внёс в это сильную лепту. Потому что у Задорнова была определённа харизма, он умел нравиться людям. И когда такой человек начинает вот эти неоязыческие идеи транслировать в общество, люди это впитают. Вот боксёр Александр Поветкин. Изначально он позиционировал себя, как православный. Но теперь позиционирует себя язычником. Вместо креста носит топор Перуна, коловраты. И естественно молодёжь, особенно, которая занимается спортом, уже думает: «Раз Поветкин в это уверовал, то это что-то хорошее. Давайте, мы тоже в это окунёмся». Знание истории, критическое мышление, обращение к традиционной религии, вот средство против распространения неоязыческих культов, – подчеркнул Андрей Безруков.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Как и многие подобные статьи все очень категорично, авторитарно и безапелляционно. Так сказать в лучших традициях.
Андрей Безруков, а кто сказал что традиционные религиозные ценности это хорошо?
Кто обвинил в чем либо харизматов, баптистов адвентистов и прочих в чем либо? Что они сделали и кому? Конкурируют с основной легальной идеей?
"Но особую нишу в этом веровании занимает славянское неоязычество. И причины тому – абсолютно не позитивные. Это верование используют в корыстных целях" - безфантазийно как-то, вот уж обвинил так обвинил, корысть очень удобная причина для обвинения, универсальная конструкция)))
Ещё очень удобно строить свои великие комбинации на 90-х годах, ведь все к чему можно приплести 90-е годы автоматически окрашивается в негатив.
Доктор, разжуйте нам дремучим, почему невозможен религиозный национализм? С примерами.
"Вообще все неоязыческие культы России построены на мифологемах, не имеющих исторических подтверждений, но они ласкают слух, развивают нездоровую гордость" - ещё одна универсальная конструкция, а православие случаем не на мифах зиждется, часом не чудеса и мифологические догмы в ней первая скрипка? Не они ли послужили одной из причин раскола церкви в далёком 11 веке, который к слову, до сих пор не преодолён, для православия они (католики и прочие протестанты) до сих пор раскольники))
Статья лишь показывает выстраивание авторитарности и желание монопольной власти кое-каких сил под соусом традиционности и консерватизма, через использование конфликта на Украине с их национализмом. Для века 19 сгодилась бы, в 21 веке звучит слабо.
Если уж прямо говорить о традиционности, то язычество на Руси было раньше,а значит более традиционно ,чем религия основанная на древнем фольклоре небольшого кочевого народа Принятие христианства нужно было чтобы князь мог жениться на византийской царевне Для этого людей силой загоняли в реки и "крестили" В Новгороде вообще половину людей перебили ради политамбиций
Само слово Православие означает прославление добрым словом Славного Мира Прави, т.е. Мира Светлых Богов и Предков наших. В современном смысле, «учёная интеллигенция» отождествляет Православие с христианством и РПЦ (Российской Православно-христианской Церковью). Сформировалось мнение, что русский – это обязательно православный христианин. Такая формулировка – в корне неверная. Русский – значит, Православный, это понятие неоспоримо. Но Русский, это не обязательно христианин, ибо не все Русские – христиане. Русь Православная до принятия христианства и после.