Философия педагога: учитель русского языка рассуждает о главных принципах своей работы
Педагог из школы в Мигалово рассказала о том, почему важно говорить детям правду и как не потерять авторитет в их глазах. Школа №19 города Твери располагается на самой окраине – в Мигалово, прямо за суворовским училищем. Это отдалённое, но очень величественное здание каждый день приглашает ребят для получения знаний. Именно здесь работает героиня нашего проекта «Классные люди!» Татьяна Александровна Петрова, завуч, учитель русского языка и литературы.
О принципах своей работы и долголетии в профессии Татьяна Александровна рассказывает в видеоролике:
Доброжелательная и гостеприимная, Татьяна Александровна сразу же предлагает нам кофе и обещает позже показать своих учеников – свой 6 класс. Стоя перед ней, тоже невольно чувствуешь себя школьницей – всё же взгляд учителя заставляет тебя немного выпрямиться, хотя этот этап жизни остался позади почти 10 лет назад.
Но так было не всегда. Татьяна Петрова начала свою карьеру 49 лет назад, когда по распределению попала в весьегонскую школу. Как она сама говорит, ей очень повезло с её самым первым восьмым классом:
– Знаете, я могу себя по голове сейчас погладить за то, что я тогда их не испугалась. Зашла 22-летняя в кабинет, а там их 40 человек и все высоченные. Говорю: ребята, я даже не знаю, как с вами разговаривать. А они в ответ: да вы главное начните!
И класс начал поддерживать молодую учительницу, которая была не намного старше их. По воспоминаниям Татьяны Александровны, руки тянули даже двоечники, старались отвечать, говорить.
– Не скажу, что мы с ними подружились, всякое бывало. Но этот класс я точно запомнила.
Стать таким педагогом, которым она является сейчас и педагогом в принципе, Татьяну Александровну вдохновили её собственные учителя, когда ещё маленькая Таня училась в школе, а потом пошла в наш ТвГУ:
– Училась на нашем филологическом факультете у Гельгардта, Фоменко, Сидельниковой и Никольского. Это были учителя с мировыми именами, перед которыми я преклонялась. И мне захотелось поработать учителем. И до сих пор работаю.
Учёба подарила Татьяне Александровне не только любимую профессию, но и счастье в личной жизни. Своего супруга Владимира Михайловича она встретила в группе того же самого университета. Сейчас он спустя почти полвека тоже трудится в школе, преподаёт русский язык и литературу детям из школы №37.
Так и начался путь Татьяны Петровой, который на данный момент насчитывает 49 лет. Много ли это? Для школьного учителя – да. Ещё больше для неутомимого энтузиазма, с которым Татьяна Александровна приходит на работу и который передаёт своим ученикам. Не выгореть за полвека – задача не из лёгких, но учитель с этим прекрасно справляется.
Долги и уроки
В какой-то момент Татьяна Александровна решила, что пришла пора передавать свои знания не только ученикам, но и совсем юным педагогам, которые только что получили диплом и пришли в новую жизнь, с которой до этого не сталкивались в полном объеме. Где есть место для детских обид, непослушания и многого другого. Так 10 лет назад и возникла идея создать городскую школу молодого учителя.
Саму же Татьяну Александровну работа в школьных кабинетах с маленькими людьми научила тому, что важно на одном уровне как для педагога, так и для школьника:
– Школа научила меня терпимости, объективности и честности. Никогда не врать своим ученикам. Для ребят, конечно, можно придумать всё что угодно, нафантазировать, но надо говорить всё, как есть, только это основа их уважения к тебе. А ещё нужно признавать, когда ты неправ, я за много лет в этом убедилась. Если не говорить ребёнку правду и не признавать своих ошибок, не будет никакого авторитета.
Хотя, к сожалению, не многие учителя этим правилом руководствуются, Татьяна Александровна объясняет, что ученики ценят такое отношение. Правда, не всегда в школе, а далее, набираясь опыта по жизни, понимают, что им дали педагоги. Что правда – это не слабость, а наоборот сила, так же, как и умение признавать свои ошибки.
– Редкому ученику будет всё равно, на то что происходит с ним и его оценками. Но чтобы он начал что-то делать, что-то исправлять, надо показать ему реальное положение вещей на текущий момент. Не пугать, не придумывать, а сказать ему правду. И дальше с этим работать.
Голос поколения
Вопрос о поколениях беспокоит всех, кто работает с детьми. Да и эксперты в интернете нередко объясняют, что раньше трава была зеленее, мир добрее, а дети умнее. Наша сегодняшняя героиня с этим совершенно не согласна. Проработав с детьми такой большой отрезок времени, она пришла к выводу, что сравнение – вещь опасная.
– Принципиально ученики ничем не отличаются. Да и сравнивать их никогда нельзя. Один человек ведь не похож на другого даже в одном классе, даже одного поколения. Поэтому странно, когда человек объясняет своё неумение общаться с ребятами поколением. Дети есть дети. Двоечники были и есть, гении были и есть, умные ребята, талантливые были есть и будут.
А ещё Татьяна Петрова выработала для себя правило: жить прошлым нельзя. Несмотря на то, что раньше в её классах учились блестящие ребята, некоторые из которых сами стали педагогами, она не устаёт повторять, что сейчас тоже много талантливых детей. Да, они другие, но это дети.
Проведя некоторые наблюдения, бывшие ученики Татьяны Александровны пришли к выводу, что главное качество в учителе – это доброта. Нынешние же дети считают, что педагог непременно должен быть интересен. Наша сегодняшняя героиня согласна и с тем, и с тем. Много лет она стремилась стать для своих учеников не только педагогом и наставником, но и старшим товарищем, с которым можно просто поговорить. И стала.
-Ну у вас разве не бывало такого, что вас что-то волнует, что-то тревожит, даже по теме урока и вы подходите к учителю поговорить. А он отмахивается от вас и говорит “Мне некогда”. Вот будете вы такого учителя воспринимать? – улыбается Татьяна Александровна.
Школа как образ мысли
Вне работы школьная жизнь Татьяны Александровны продолжается. В круг её близкого общения входят многие педагоги из других школ, да и с супругом она разделяет взгляды на воспитание подопечных.
-Школа это не образ жизни, но образ мысли. Если ты меняешь образ мысли, меняешься сам, выходя из школы, то в школе делать нечего. Это не должна быть работа по расписанию. От этого надо получать если не удовольствие, то ощущение, что ты делаешь что-то важное. Для каждой профессии плохо, если человек не любит свою работу, но для врача и учителя это просто критично. И если учитель не любит детей, это трагедия.
Сын Татьяны Александровны решил не идти по пути родителей и выбрал для себя юриспруденцию. Но многие из её школьных детей пошли на педфак, вдохновившись как раз своим учителем.
-Тем, кто только начинает свою профессию, я бы посоветовала сделать первый шаг. Дорогу осилит идущий. Даже если не понравится, всегда можно уйти. Но первый шаг сделать надо.
Сама Татьяна Петрова, по её словам, будет работать, пока может это делать. «Для меня бросить детей всё равно что врачу бросить своего больного», – говорит она. А это значит, что у ребят школы №19 города Твери будет возможность учиться у педагога, который по-настоящему любит то, что он делает.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти