Ирина Петровская: цензура в России приобретает бредовые формы
Известный российский телекритик Ирина Петровская в интервью DW поделилась своим взглядом на отказы в предоставлении театральных площадок «Театру.Doc» и концертных залов Юрию Шевчуку, а также о цензуре в России в целом.
Один из авторитетнейших российских телекритиков, журналист Ирина Петровская в интервью Deutsche Welle рассказала о своем видении ситуации с цензурой в России в свете последних событий: отказа в предоставлении сцен спектаклю «Берлуспутин» коллектива «Театр.Doc» в Петербурге, запрета на концерты Юрия Шевчука в Сибири и бессрочно отложенной выставке Марата Гельмана «Родина» в Новосибирске.
DW: Можно ли сказать, что цензура в России достигла своей кульминации?
Ирина Петровская: Мы не можем быть уверенными, что это кульминация, но можно сказать, что цензура в России приобретает бредовые формы, ведь в условиях все большего распространения интернета все моментально становится известным и подвергается обсуждению и осмеянию. Цензура эффективна только в абсолютно закрытом обществе. У нас же все, кто пытается что-то запретить, выглядят исключительными идиотами.
— Получается, что власть действует себе же во вред — чем сильнее цензура, тем больше ее высмеивают?
— Да, но надо понимать, что высмеивание происходит среди продвинутого класса. Ужас же заключается в том, что основная электоральная часть аудитории — телевизионная, и то, что не показали по телевизору, для нее не существует. Поэтому с одной стороны, можно говорить, что цензура неэффективна, но с другой — она достигает своей цели. Люди часто даже не подозревают о том, что происходит. Так было, например, с протестными акциями после 4 декабря. Потребовалось больше недели, чтобы сюжеты об этом появились на федеральных каналах.
— Какие СМИ в наибольшей степени подвергаются цензуре? И есть ли цензура в театре?
— В первую очередь цензуре подвергается телевидение. По большому счету это единственное средство массовой информации, которое находится под тотальным контролем. Театр – это территория свободы. Тот факт, что некоторые сцены отказываются от спектаклей, — это личная перестраховка. Есть тупые трусливые чиновники от культуры на местах, которые боятся, как бы им не перепало за то, что они предоставили площадку тому или иному театру или исполнителю.
В Петербурге не удается показать спектакль московского Театра.doc «Берлуспутин». Постановка основана на жесткой критике в адрес Владимира Путина.
Именно это мы наблюдаем в Петербурге со спектаклем «Театра.Doc» «Берлуспутин». Он уже поставлен и идет в Москве, преследований пока не было, но инициатива питерских чиновников — вот такая. То же — с концертами Шевчука. Слышали, что это человек неоднозначный, решили на всякий случай отказать ему в площадке. Уверена, что они не получали никаких циркуляров из Москвы, это их личное решение.
— Можно ли говорить, что в СМИ крайне высок уровень самоцензуры?
— Абсолютно. Зачастую все начинается с самого журналиста, который себя ограничивает и старается обходить острые углы. По сравнению с телевидением печать немного свободнее, но это связано с тем, что аудитория телевидения и печатных СМИ несопоставимы по масштабу.






КОММЕНТАРИИ 0 Войти