История развития государственного финансового контроля в Тверской области
В 2023 году отмечается 100-летие со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.
Первый орган государственного финансового контроля в составе Наркомата финансов СССР, на который возлагалась функция последующего документального контроля доходов и расходов государственного бюджета, был создан на основании постановления Центрального Исполнительного комитета и Совнаркома от 23 октября 1923 года и получил название Финансово-контрольное управление. Эта дата стала официальной датой создания контрольно-ревизионных органов Минфина России.
Были утверждены Положение о Финансово-контрольном управлении и Общие правила финансового контроля.
Структура органов финансового контроля состояла в то время из Финансово-контрольного управления СССР, финансово-контрольных управлений союзных республик, контрольно-бухгалтерских управлений в автономных республиках, губерниях и областях, специальных контрольных частей при управлениях или правлениях транспорта. В течение 1923-1926 годов финансовый контроль был направлен в основном на осуществление последующей документальной ревизии.
В 1927 году Финансово-контрольное управление СССР было переименовано в Главное управление государственного финансового контроля при НКФ СССР, задача которого сводилась к регулярной и систематической проверке исполнения единого государственного бюджета Союза ССР и местных бюджетов, а также бухгалтерского учета исполнения единого государственного бюджета. Впервые финансовый контроль стал «государственным».
В процессе деятельности Главного управления государственного финансового контроля функции расширялись и в конечном итоге стали во многом дублировать функции другого контрольного ведомства – Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции СССР.
В целях сокращения контрольных органов в 1930 году Главное управление государственного финансового контроля было ликвидировано, а функции упраздненного управления исполнялись Наркоматом Рабоче-крестьянской инспекции СССР.
В газете «Тверская Правда» в то время широко освещалась деятельность Рабоче-крестьянской инспекции, существовала рубрика «Под контроль масс», где получали широкую огласку выявленные нарушения и недостатки в управлении предприятиями и при строительстве различных объектов, критике подвергалось и руководство предприятий.
В 1932 году в составе финансовых органов были образованы финансово-бюджетные инспекции для проведения обследований и ревизий, которые действовали на основании временного положения «О финансово-бюджетной инспекции, образуемой в составе финорганов СССР», принятого в январе 1933 года.
Существенные перемены коснулись контрольно-ревизионное ведомство лишь в 1938 году в связи с созданием Контрольно-ревизионного управления НКФ СССР с соответствующими органами на местах. Было положено начало нового этапа развития госфинконтроля. КРУ Минфина по существу стало единственным независимым надведомственным органом государственного финансового контроля в стране.
КРУ получило право проводить документальные ревизии всех наркоматов, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.
Все основы функционирования нового органа нормативно закрепили уже на старте работы КРУ в 1938-1939 годах. Наркомфином были изданы приказы «О перестройке контрольно-ревизионной работы», «Об улучшении финансового контроля над использованием средств в народном хозяйстве», был определен порядок реализации материалов ревизии, производимых местными органами КРУ НКФ СССР. Данные документы регламентировали формы и методы ревизионной работы, а также ввели понятие акта, оформляемого за подписью ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия, который является итоговым документом проверки и в наше время.
Сложные для страны военные годы требовали усиления финансовой дисциплины, ревизоры не освобождались от возложенных функций при сокращении количества структурных подразделений КРУ.
Контрольно-ревизионное управление НКФ СССР по Калининской области в период 1942-1948 годов возглавлял Красильников Василий Михайлович, в 1948-1949 годах – Ржевский Фёдор Павлович. В послевоенные 1949-1958 годы уже Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР по Калининскому району возглавлял¬ Козлов Василий Степанович.
Руководство Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РСФСР по Калининской области в период 1958-1987 годов на протяжении 30 лет успешно осуществлялось главным контролером-ревизором КРУ МФ РСФСР по Калининской области Ивановым Петром Ефимовичем. Коллеги вспоминают Иванова П.Е. как принципиального ревизора, отстаивающего государственные интересы, профессионала, уделявшего большое внимание формированию кадрового потенциала, подбору и воспитанию ответственных, грамотных специалистов и передаче им многолетнего ревизорского опыта. Следует отметить, что практически все назначаемые после ухода Петра Ефимовича на заслуженный отдых руководители ранее работали под его непосредственным руководством. Имя Иванова П.Е. в апреле 2023 года увековечено на памятной доске, установленной в Белгородской области в честь 100 сотрудников контрольно-ревизионных органов Минфина России из всех субъектов Российской Федерации, участвовавших в Великой Отечественной войне.
На смену Иванову П.Е. пришел не менее опытный ревизор – Райдур Иван Петрович, который работал в КРУ с 1964 года, а в период 1987-1990 годов возглавивший управление.
В дальнейшем Иван Петрович замещал должности начальника финансового управления администрации Тверской области, начальника Департамента финансов Тверской области, первого заместителя Губернатора Тверской области, был избран депутатом Законодательного Собрания Тверской области IV созыва.
В период 1990-1995 годов главным контролером-ревизором Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области был Степанов Виктор Иванович, имеющий опыт работы в финансовых и контрольно-ревизионных органах Тверской области свыше 25 лет.
После распада Советского Союза первым юридически весомым документом, в котором определялись задачи госфинконтроля в условиях становления рыночной экономики, стал указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». В соответствии с указом государственный финансовый контроль включал в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В 1998 году согласно постановлениям Правительства РФ № 273 «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» и № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в центральном аппарате Министерства финансов Российской Федерации на базе КРУ Минфина России, Департамента организации аудиторской деятельности и отдела по контролю Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, а вслед за ним – в августе 1998 года – и территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации, которые впервые за всю историю своего существования получили статус самостоятельного юридического лица.
На момент создания штатная численность составляла 88 единиц. Руководителем управления был назначен Полищук Анатолий Константинович.
Созданное Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Тверской области в соответствии возложенной на него задачей последующего государственного финансового контроля на территории области, осуществляло контроль за своевременным, целевым, рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; проводило документальные ревизии и проверки финхоздеятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов. Кроме того, КРУ Минфина России в Тверской области проводило ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности по обращениям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе административных реформ в 2004 году часть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены в самостоятельные федеральные службы, подчиняющиеся Минфину России. Одной из таких служб стало бывшее КРУ, получившее название Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора).
В 2004 году было создано и Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, насчитывающее в своем составе 60 штатных единиц. Руководителем управления был назначен Силованов Александр Дмитриевич, с 2002 года замещающий должность руководителя КРУ Минфина России в Тверской области.
Под руководством Силованова А.Д., имеющего большой опыт в области финансово-экономической и контрольно-ревизионной работы, произошло становление работы ТУ Росфиннадзора по Тверской области по выполнению функции органа валютного контроля, по реализации мер привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного и валютного законодательства на территории Тверской области – новых полномочий контрольно-надзорного органа.
Проводилась активная работа в составе Методического совета территориальных управлений Росфиннадзора в Центральном федеральном округе. Были разработаны методические рекомендации по проведению проверок в войсковых частях и учреждениях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, которые были рекомендованы для применения всем территориальным управлениям.
При реализации полномочий управление не только выявляло нарушения бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации, но и принимало меры по их предупреждению, что способствовало укреплению финансовой дисциплины на территории региона.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций были переданы Федеральному казначейству, полномочия по осуществлению функций органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
В период проведения ликвидационных мероприятий руководителем ТУ Росфиннадзора в Тверской области была Белякова Лидия Васильевна, имеющая 40-летний опыт работы в контрольно-ревизионных органах области и прошедшая трудовой путь от районного контролера-ревизора до руководителя областного управления.
На период работы Беляковой Л.В. в должности руководителя выпал непростой период реформирования бюджетного процесса и бюджетного законодательства Российской Федерации. Осуществлялась организация и становление работы по новым направлениям: анализу исполнения бюджетных полномочий контрольными органами регионов и муниципалитетов, в том числе оказанию им методической помощи, по соблюдению общих требований к осуществлению указанными органами контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
При передаче полномочий была обеспечена непрерывность осуществления передаваемых функций упраздняемого управления. По-прежнему проводились проверки организаций на высоком профессиональном уровне.
Грамотная организация работы при передаче полномочий, заслуженный авторитет среди коллег позволили сохранить грамотных, квалифицированных специалистов, обеспечивающих надлежащее исполнение функций по защите интересов государства для продолжения работы в Управлении Федерального казначейства по Тверской области.
В УФК по Тверской области контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется тремя отделами, штатной численностью 24 единицы.
В настоящее время происходит трансформация внутреннего государственного финансового контроля, способствующая повышению его эффективности. Внутренний государственный финансовый контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства, направлен не только на выявление нарушений, но и на их предотвращение и пресечение.
При планировании контрольной деятельности используется риск-ориентированный подход. Осуществляется сбор и анализ информации об объектах контроля из информационных систем, владельцами или операторами которых являются Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации, и формируются рейтинги объектов контроля. В план контрольных мероприятий управления включаются объекты, имеющие низкий рейтинг.
Предпроверочный анализ, осуществляемый ревизорами также на основании данных информационных систем, дает возможность получить информацию об объекте контроля и признаках нарушений до выхода на проверку, что позволяет сокращать сроки нахождения на объекте и снижает нагрузку на объект контроля.
В преддверии празднования 100-летия со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации хочется вспомнить сотрудников и ветеранов контрольно-ревизионных органов, имеющих многолетний опыт работы, которые были наставниками для молодых специалистов и внесли большой вклад в совершенствование контрольной работы региона. Это уже ушедшие из жизни Маркова А.И., Синева Н.А., Соколов В.Н., Амирова И.А., Романов Е.И., Дубровина Л.В., Цыганов Г.С., Жерздева Г.В., Алексеева М.А. и находящееся на заслуженном отдыхе Мороз С.Н., Бычкова М.А., Рылков А.Я., Быкова В.А., Николаев Г.С., Введенская Ф.П., Шустрова Т.Ю., Джамалова Л.Л., Петрова О.В., Зуева В.В.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти