Их не догонишь
Последние аварии с участием маршрутных «газелей» с новой силой возобновили давнюю дискуссию о безопасности пассажирских перевозок. Если судить по числу аварий с жертвами и увечьями, то совершенно не удивляешься тому обстоятельству, что именно «газели» («джамшутки») воспринимаются пассажирами с наибольшим раздражением и даже страхом. Многие жители Твери пользуются «газелями» только лишь потому, что «нет альтернативы»: либо топай пешком, либо трясись от страха в желтом микроавтобусе.
Эти «гробы на колесах» — и так думает абсолютное большинство — категорически не приспособлены к пассажирским перевозкам, маловместительны, неудобны и даже опасны для жизни. Их водители тормозят где попало и как попало, подрезают друг друга, мчатся «вперегонки», разговаривают по мобильному за рулем, хамят, грубят, курят и даже (были случаи, были!) садятся за руль в состоянии наркотического опьянения. Наглядной иллюстрацией происходящего служат «юмористические» типографские объявления, развешанные в салонах: «Пять минут страха — и ты дома», «За рулём водитель ТРЕЗВЫЙ!», «Везу дрова», «Хлопнешь дверью — станешь льготником», «Книга жалоб и предложений находится в следующей машине»…
А начальник Тверского УГИБДД Валерий Кучерявых, тот вообще считает эти маршрутки одной из главных причин утренних и вечерних автопробок в городе. На вчерашней встрече с прессой главный автоинспектор региона отметил, что водители многих маршруток не всегда соблюдают ПДД, не проходят ежедневный медицинский осмотр, не ведут технический контроль за состоянием автотранспорта.
— Мы неоднократно обращались в администрацию Твери и Тверскую городскую думу, предлагали пути решения проблемы, — пояснил он. — И хотя некоторые методы были применены, общую картину невозможно исправить, не имея полной схемы движения по городу.
Самое парадоксальное, что меры-то («пути решения») городской администрацией приняты, и уже достаточно давно. Более года назад в городе было объявлено о начале конкурсов на перевозки пассажиров машрутками. Это означало, что возить пассажиров будет тот, кто предложит лучший маршрут и лучшую стоимость проезда, удобные автобусы и трезвых и культурных водителей. Идея простая: создать на транспортном рынке областного центра реальную конкурентную среду и обеспечить безопасность пассажиров.
Кроме того, тогда же Законодательное собрание Тверской области приняло новую редакцию закона «О транспортном обслуживании населения». Так, например, срок действия договора с перевозчиками продлили до 5 лет (в предыдущей редакции было 3 года), учтя их жалобы на то, что малые сроки контрактов препятствуют развитию перевозок, вкладыванию денег в обновление автопарка и повышение зарплат водителям и т.д. Сам пятилетний срок контракта «привязали» к существующим экономическим реалиям. К примеру, банковские кредиты выдаются транспортникам на 5 лет, такой же период действуют лизинговые схемы, 5 лет — срок амортизации автобусов. Также были внесены изменения, касающиеся реестра недобросовестных перевозчиков. Раньше исключить из него можно было только через два года. Сейчас же перевозчики, которые оспорили свое включение в «черный список» и выиграли дело, исключаются из реестра сразу.
И так далее и тому подобное. Заявляйся, друг маршруточный предприниматель, выставляйся на конкурс, вози пассажиров аккуратно, соблюдай ПДД, будь вежлив и тактичен и не принимай наркотики за рулем — и получай в итоге бонусы в виде общественного признания, грамот, благодарностей и новых пассажиров.
Чем закончилось благое начинание — известно. Сначала в Твери прошла волна митингов владельцев «газелей». Затем на Восточном мосту перевернулась «газель» с пассажирами. Затем кем-то был подожжен автопарк с белыми «ПАЗами» — конкурентами «газельщиков» на городских маршрутах, сгорело в общей сложности два с половиной десятка автобусов. А сам приход на рынок белых «ПАЗов» был оспорен в судах и антимонопольном управлении. Оспорен на том основании, что администрация Твери при организации конкурсов допустила массу нарушений действующих правил, требований и норм (и это действительно так: слишком спешили чиновники, слишком). И наконец, на днях водитель седьмого маршрута «газели» врезался в фуру, сообщив автоинспектору, составлявшему протокол, что он ее не видел… Приехали!
Что-то не склеивается в Твери этот рынок. И пассажиры по-прежнему беззащитны.
КОММЕНТАРИИ 4 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.






Не надо гнаться за мифом о реальной конкуренции, не работает она в такой важной сфере, как транспортная система города. Почему в Германии перевозками в крупных городах занимается один (!) перевозчик, подконтрольный муниципалитету? Система работает как часы и никому в голову не приходит устраивать хаос с кучей разных перевозчиков.
К вопросу о "куче разных перевозчиков" - а что у нас на рынке такси?! Это ж просто ахтунг - десятки "фирм". Буркина-Фасо какое-то!
В Буркина-Фасо хотя бы аборигены за рулем, а не "гости"
При всём при том, на данный момент альтернативы маршруткам нет. Вот упорядочивать их рынок, их работу, - необходимо, без сомнения.