«Ёлки не должны гореть»: спектакль о спектакле в Тверском театре кукол
В этом году зрителей ждёт рождественская история.
В просторном фойе Тверского театра кукол 21 октября перед небольшой эстрадой собрался цвет региональных СМИ. В Тверь прибыла художник-постановщик из Санкт-Петербурга Марина Азизян, которая вместе с режиссёром, худруком Тверского театра кукол Виталием Салтыковым будет работать над рождественским спектаклем «Звезда Рождества». Что можно сказать про известного художника? Если привести один факт, то Марина Азизян была в постановочной группе фильма «Старая, старая сказка» 1968 года. Или другой пример – «Синяя птица» 1974 года.
На пресс-конференции тоже творился своего рода спектакль. Камерная сцена, журналисты-зрители и яркие реплики Марины Цолаковны и Виталия Викторовича. Не хватало только перчаточных кукол, чтобы всё было как полноценный спектакль. Так что, попробуем всё описать драматургически.
«Ёлки не должны гореть, или Гори-гори, моя звезда!»
Действующие лица:
Марина Азизян, художник.
Виталий Салтыков, режиссёр.
Журналисты.
Место действия – фойе Тверского театр кукол. Обе стороны разговора хранят молчание. На столе перед спикерами растёт количество диктофонов и микрофонов.
Акт I
Виталий Салтыков (с благоговением). Марина Цолаковна – это легендарный театральный человек, чьи куклы, сценография украсили огромное количество спектаклей. Наш новый спектакль, «Звезда Рождества» будет готов к концу ноября, но премьера пройдёт в середине декабря.
Марина Азизян. А лучше приходите на Рождество.
Виталий Салтыков. Действо в фойе до начала показа будет непривычно для нашего зрителя. Пока всех секретов не раскроем, но это будет очень необычно…
Марина Азизян. Надо стараться!
Виталий Викторович заверяет, что стараться будут изо всех сил. Сейчас художник и режиссёр обдумывают, как будут выглядеть куклы, как они будут двигаться. 21 октября постановочная группа намечала пути работы в декорациях. В премьере будет 10-11 главных героев и второстепенные.
Марина Азизян была инициатором ежегодных Рождественских вечеров в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, объединяющих художников и зрителей разных возрастов. Делала там спектакли по своим собственным сочинениям, а также выставки.
Марина Азизян. На новогодних утренниках обычно кричат: «Ёлочка, гори!». Я категорически против того, чтобы ёлки горели, даже если это обусловлено сюжетом. Мало того, мне не нравится, когда ёлки выкидывают на второй день после Нового года. Я всегда давала такую тему художникам – рождественская ель как авторское произведение.
В камерной атмосфере в ахматовском музее ставили такие спектакли с перчаточными куклами как: «Рождественская история» по Чарльзу Диккенсу, «Ель» Андерсена, «Сидень» Андерсена, «Козетта» по Виктору Гюго. При этом Марина Цолаковна сотрудничала и с БДТ, и с Малым театром и мн.др.
Марина Азизян. Виталий Викторович обратился ко мне как к специалисту по Рождеству. Наверное, на моих похоронах будут говорить: «Ах, какие она делала рождественские выставки и спектакли!» (со смехом) Мне очень нравится, что мы с Виталием Викторович совпадаем по каким-то вкусовым ощущениям. Я так надеюсь, что и актёры понимают наш замысел. Будем стараться, желаю нам успехов!
Виталий Салтыков. Если бы вы видели кукол Марины Цолаковны (в сторону журналистов), вы бы увидели, какие они стильные и с каким вкусом сделаны. Одна из задач нашей постановки (ручки журналистов активнее начали записывать информацию) – это воспитание вкуса, чувства прекрасного. С появлением тиктоков исчезла гигиена вкуса. Всё хорошо, что хавается и собирает лайки. А наш спектакль – об одной из величайших тайн этого мира, про рождение Спасителя. Мы хотим рассказать об этом с точки зрения прекрасного искусства – прекрасной музыки, прекрасной живописи и поэзии.
Марина Азизян. Вы будете свидетелями чего-то хорошего или…
Виталий Салтыков. …или очень хорошего.
Акт II
Марина Азизян. (продолжая мысль о вкусе) Мне нравится созданное не на компьютере, я люблю то, как работает Юрий Норштейн, например. Я не люблю современные мультфильмы, где рожи со ртами где-то здесь вот (энергично жестикулирует), круглые шарики-лица. Эта безвкусица прёт и прёт! Это случилось потому, что мы постоянно куда-то спешим. Нам надо быстро, на компьютере нарисовать. Это же беда.
Виталий Салтыков. (вторя собеседнице) Мы скоро даже от руки разучимся писать! Всё на компьютере. Вот и нам придётся преодолеть психологический барьер – люди идут в театр за развлечением. Но наш спектакль музыкальный. Привлечём, может быть, студентов колледжа культуры… Прозвучат стихи про Рождеством. Мы определялись с формой. Сначала думали, что артисты будут невидимыми, потом…
Марина Азизян. Не рассказывайте всего!
Виталий Салтыков. Не рассказываю. Всё, не рассказываю. (пауза) Но вы, если что-то интересует, спросите.
Из зала доносится вопрос про «ёлку» перед самим спектаклем.
Марина Азизян. У нас в фойе будет установлена стена желаний. Там все зрители смогут загадать желания: «хочу игрушку, хочу помолчать, хочу разбогатеть, хочу хотеть» и т.д. Я думаю, что и вы, пресса, найдёте себе желания. Ещё будут ёлка и маленькие ёлочки…
Виталий Салтыков. А теперь вы не рассказывайте всего.
Марина Азизян. Секрет-секрет!
Виталий Салтыков. Постановка будет атмосферная, музыкальная… Страшно, когда куклы молчат.
Марина Азизян. (шутливо) Не говорите!
Виталий Салтыков. А я ничего не сказал. Просто сказал: «Страшно, когда куклы молчат». Но интересно, когда говорят.
Марина Азизян. Тайна.
Виталий Салтыков. Тайна!
Марина Азизян. Шаляпин говорил: «Никогда не рассказывай о том, что собираешься сделать». В этом уже есть акт творчества, и что-то уходит. Мы вам отдали и сыграли уже часть спектакля. Это ужасно вообще…
Виталий Салтыков. Будем ходить с загадочным видом, как будто мы что-то знаем!
Марина Азизян поведала господам журналистам и о том, что у неё бабушка и дедушка (с фамилией Салтыковы) из Тверской губернии, и о том, что прадедушка был богомазом, золотильщиком куполов церквей, а также мастером по замкам и ключам для храмов и одновременно с этим – изготовителем щелкунчиков, и о проиллюстрированных вручную книгах, которые стоят огромных денег: «Их покупают те, кому некуда девать деньги».
В беседе с администрацией театра гость высказала своё мнение о том, как должен выглядеть театр. Изнутри и снаружи. Репетиции тверичан вдохновили Марину Цолаковну.
Марина Азизян. Это не перчаточные куклы. Для меня это новый опыт, я начинаю работать с планшетными куклами. Разговаривала с мастерами, которые изготавливают кукол. Мне несколько страшно.
Повисла длинная, но не очень тягостная пауза. Она, скорее, тонко намекала на конец разговора.
Акт III
Марина Азизян. Знаете, как заканчиваются армянские сказки? Три яблока упали с неба, одно – для тех, кто рассказывал, другое – для слушателей, третье – для услышавших.
От автора. Вы, уважаемые читатели, также можете взять себе яблоко, если дочитали. И посмотрим на то, что получится у постановочной группы.
Эпилог
Репетиции постановки начнутся через месяц.
Возрастное ограничение грядущей премьеры – «0+».
Для справки
Марина Азизян – петербургский сценограф, живописец, график. Участвовала в создании 25 фильмов, оформила десятки драматических, балетных и оперных спектаклей в театрах России. Автор графических и живописных работ, произведений прикладного искусства, текстильный коллажей и работ в технике лоскутного шитья. Экспонент многочисленных выставок с 1959 года. Лауреат премии «Золотой софит», награждена Золотой медалью Академии художеств России.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти