Как помочь школьнику выбрать профессию

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

О том, как выбрать профессию, рассказывает карьерный консультант, автор курса «Роль учителя в профессиональном определении школьников» в ИУУ, ведущая программы «Полезные Каникулы» в «Барской усадьбе», специалист по профориентации Анна Шапоренко.

– Анна, вы работаете с подростками более пяти лет. Что актуально для современных старшеклассников?

– Школьники хотят иметь друзей и комфортную среду общения, понимать себя и свое место в мире, сами принимать решения и конечно, найти ответ на вопрос: кем стать?

– Что такое профориентация в наши дни?

– Это поиск профессий на пересечении: ХОЧУ-МОГУ-ВОСТРЕБОВАНО РЫНКОМ. Результат профориентации – «веер профессий», то, что подходит человеку по его особенностям, навыкам, образованию, ценностям, здоровью и главное, не требуют чрезмерных усилий! Времена «стахановцев», «работы как подвиг» уходят в прошлое.

– Что еще меняется?

– Эксперты считают, что карьера будущего это:

  • выбор не профессии, а образа жизни;
  • соединение работы с хобби;
  • переход к постоянному саморазвитию.

Это прекрасно, но, как писал Пелевин, «в будущее, о котором вы говорите, надо еще суметь попасть».

– А в чем сложности?

– Профориентацию часто путают с психологическим тестированием. Тесты могут показать способности, частично склонности, но на вопрос востребованности на рынке через 5-10 лет не ответят!

Часто выбор будущей профессии происходит не осознанно, под влиянием родителей, одноклассников, «куда возьмут по результатам ЕГЭ» или чтобы решить вопрос с армией.

По статистике, больше 50% людей с высшим образованием в России работают не по специальности. В банке, где я занималась обучением персонала, на звонки клиентов отвечали юристы, экономисты, выпускники философского факультета, инженеры и даже врач. Сколько сил, переживаний, времени, денег, наконец, потрачено на обучение, которое не пригодилось.
Важно понимать, что высшее образование в наши дни не гарантирует трудоустройства.

Школьники не знают рынок труда, и родители не всегда могут помочь разобраться. Через 10 лет исчезнут 57 специальностей, которым все еще учат. К следующему году должно появиться 156 новых специальностей в 20 отраслях, но далеко не все про них знают.

– И что делать родителям в такой ситуации?

– Дать возможность подростку сделать самостоятельный и осознанный выбор, а не реализовать ваши мечты. Не отвергать, а обсуждать интересы ребенка. Собирать его успехи и достижения. Начать обсуждать выбор заранее, в 9-10-х классах. Изучать со школьником рынок профессий, смотреть, какие отрасли как развиваются. Рассказать о своих профессиях и профессиях друзей. Обязательно ездить на дни открытых дверей в учебные заведения, хорошо бы по результатам составить таблицу по важным критериям: стоимость обучение, наличие бюджетных мест, общежития, военной кафедры и т.д.

И, если есть возможность, обратиться к специалисту, который сэкономит вам время и поможет сделать ребенку важный выбор.

– А вы проводите такие консультации?

Да, и первая совместная встреча со школьником и родителем, где мы определяем запрос и важные критерии выбора профессии, бесплатная.

Контакты Анны Шапоренко можно найти здесь.

Р*

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7
0
Материал опубликован на правах рекламы
Образование

КОММЕНТАРИИ 0

Комментарии временно закрыты