Как помочь школьнику выбрать профессию
О том, как выбрать профессию, рассказывает карьерный консультант, автор курса «Роль учителя в профессиональном определении школьников» в ИУУ, ведущая программы «Полезные Каникулы» в «Барской усадьбе», специалист по профориентации Анна Шапоренко.
– Анна, вы работаете с подростками более пяти лет. Что актуально для современных старшеклассников?
– Школьники хотят иметь друзей и комфортную среду общения, понимать себя и свое место в мире, сами принимать решения и конечно, найти ответ на вопрос: кем стать?
– Что такое профориентация в наши дни?
– Это поиск профессий на пересечении: ХОЧУ-МОГУ-ВОСТРЕБОВАНО РЫНКОМ. Результат профориентации – «веер профессий», то, что подходит человеку по его особенностям, навыкам, образованию, ценностям, здоровью и главное, не требуют чрезмерных усилий! Времена «стахановцев», «работы как подвиг» уходят в прошлое.
– Что еще меняется?
– Эксперты считают, что карьера будущего это:
- выбор не профессии, а образа жизни;
- соединение работы с хобби;
- переход к постоянному саморазвитию.
Это прекрасно, но, как писал Пелевин, «в будущее, о котором вы говорите, надо еще суметь попасть».
– А в чем сложности?
– Профориентацию часто путают с психологическим тестированием. Тесты могут показать способности, частично склонности, но на вопрос востребованности на рынке через 5-10 лет не ответят!
Часто выбор будущей профессии происходит не осознанно, под влиянием родителей, одноклассников, «куда возьмут по результатам ЕГЭ» или чтобы решить вопрос с армией.
По статистике, больше 50% людей с высшим образованием в России работают не по специальности. В банке, где я занималась обучением персонала, на звонки клиентов отвечали юристы, экономисты, выпускники философского факультета, инженеры и даже врач. Сколько сил, переживаний, времени, денег, наконец, потрачено на обучение, которое не пригодилось.
Важно понимать, что высшее образование в наши дни не гарантирует трудоустройства.
Школьники не знают рынок труда, и родители не всегда могут помочь разобраться. Через 10 лет исчезнут 57 специальностей, которым все еще учат. К следующему году должно появиться 156 новых специальностей в 20 отраслях, но далеко не все про них знают.
– И что делать родителям в такой ситуации?
– Дать возможность подростку сделать самостоятельный и осознанный выбор, а не реализовать ваши мечты. Не отвергать, а обсуждать интересы ребенка. Собирать его успехи и достижения. Начать обсуждать выбор заранее, в 9-10-х классах. Изучать со школьником рынок профессий, смотреть, какие отрасли как развиваются. Рассказать о своих профессиях и профессиях друзей. Обязательно ездить на дни открытых дверей в учебные заведения, хорошо бы по результатам составить таблицу по важным критериям: стоимость обучение, наличие бюджетных мест, общежития, военной кафедры и т.д.
И, если есть возможность, обратиться к специалисту, который сэкономит вам время и поможет сделать ребенку важный выбор.
– А вы проводите такие консультации?
Да, и первая совместная встреча со школьником и родителем, где мы определяем запрос и важные критерии выбора профессии, бесплатная.
Контакты Анны Шапоренко можно найти здесь.
Р*
КОММЕНТАРИИ 0 Войти