Как решать задачи? Полезные советы
Решение задач и практических примеров нередко вызывает трудности у школьников.
Поскольку все дисциплины, включающие практику – математика, физика, химия, биология, информатика – на экзамене, контрольной, диагностической подразумевают именно решение задач, учащимся в любом случае необходимо тренировать такой навык.
Базовые компоненты результативной подготовки в этом случае:
1. Четкое знание теории: основных законов и форм, по которым решаются задачи.
2. Умение быстро оценить условие, выделить главное, кратко и логично записать его (в форме дано, чертежа и т. д.).
3. Оценка наиболее простых и грамотных способов решения.
4. Порядок верной записи ответа.
Освоить все эти пункты подготовительной схемы и эффективно подготовиться можно и самостоятельно. Необязательно посещать дорогостоящие курсы или оплачивать услуги репетитора. Все имеющиеся в школьной программе и встречающиеся на итоговых испытаниях типы задач по дисциплинам, предполагающим практику, можно найти в ГДЗ к учебным пособиям по ним. В этих сборниках-решебниках школьники смогут увидеть:
– алгоритм верного решения задачи;
– логику нахождения ответа;
– принцип грамотной записи результата. На него стоит обратить особое внимание, поскольку одна из самых досадных ошибок – неправильно отображенный ответ. За это тоже снижаются баллы. Регулярно используя готовые решения с www.euroki.org/, учащиеся автоматически запоминают, как именно следует записать результат.
Помимо общей схемы, можно встретить и отдельные рекомендации по решению задач для учеников начальной школы и старшеклассников.
Школьникам, осваивающим программу 1-4 класса, предлагаются такие полезные советы:
- Необходимо понять задачу. Для этого её надо:
– нарисовать;
– начертить;
– или слепить из пластилина.
В зависимости от того, о чем идеть речь в задании. Обычные задачи на сложение- вычитание, удобнее нарисовать, на время (временная лента, часы и минуты и пр.) – начертить. А геометрические, особенно с объемными фигурами – вылепить из пластилина, глины.
Одновременно такой навык развивает образное мышление, фантазию, творческое начало у детей. - Решать задачу частями.
Например:
Катя нашла на поляне 15 ягод. Это первая часть.
Потом она нашла еще 10 ягод. Это вторая часть.
5 ягод Катя съела. Это третья часть.
Сколько ягод принесла домой Катя? – для получения ответа остается выполнить лишь одно действие и задача легко решается. - Можно поиграть в задачу с друзьями – обучение в игровой форме многие эксперты считают одним из наиболее результативных.
Для старшеклассников есть свои полезные советы по решению задач:
- Прочитать задачу и составить себе представление, о чем в ней говорится и спрашивается.
2. Сделать краткую запись, при необходимости, и, если это возможно, выполнить чертеж.
3. Понять, что показывает каждое число, как они взаимосвязаны между собой и связаны с вопросом задачи.
4. Подумать, можно ли сразу же дать ответ, то есть, решается ли задача в одно действие или их несколько.
5. Составить план решения, реализовать его.
6. Проверить ответ и ход решения, запомнить принцип правильной записи результата.
Любая задача в школьной программе, вне зависимости от того, из какой она дисциплины, состоит из четырех базовых частей:
1. Условия.
2. Вопроса.
3. Решения.
4. Ответа.
Краткая запись или составление плана-схемы решения, помогут разбить на эти составляющие части даже самую сложную задачу. По сути, все они, даже повышенного уровня трудности, сводятся к тому, чтобы найти недостающий третий компонент, величину при имеющихся известных данных.
Еще одно важное условие для тех, кто хочет научиться решать задачи быстро и правильно – регулярные тренировки. Поняв смысл всех типов задач, принципы их решения, надо довести полученные навыки до автоматизма. Только систематическое, в идеале – ежедневное решение задач может привести к такому результату. Но, как показывает практика и отмечают сами ученики и выпускники школ, результат стоит потраченных на него усилий и времени, поскольку полезный навык пригодится не только в школе, но и в будущем, после её окончания.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти