Тверь старинная. Как в Твери железнодорожный вокзал первого класса появился

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют двадцать второй выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Тверской железнодорожный вокзал (Николаевский, с 1930 по 1990 Калининский) появился в середине ХIХ века после постройки железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

Дорога имела длину 604 версты (644 км) и была возведена в 1843–1851 гг. по указу Николая I от 1 февраля 1842 года.

На железной дороге было 34 станции: Москва и Петербург – внеклассные станции, три станции первого класса (Тверь, Бологое, Малая Вишера), четыре станции второго класса (Любань, Окуловка, Спирово, Клин), девять станций третьего и 16 станций четвертого класса.

Станционные здания («пассажирские дома») в Петербурге и Москве проектировал архитектор К. А. Тон, все остальные – архитектор Р. А. Желязевич. Комплекс станции Тверь складывался с середины 1840-х годов: вокзал (1845–1848) и локомотивное депо (1849–1856).

На станциях первого и второго классов вокзалы располагались между главными путями – протяженные каменные здания, окруженные галереями с чугунными столбами, поддерживающими навес (островной тип).

Комплекс станции Тверь первоначально имел строго симметричную композицию, ориентированную на ось дороги (ныне проспект Чайковского). Перед торцами вокзала были устроены миниатюрные садики, напротив комнат императорской семьи (в западной части здания) соорудили каменное крыльцо. Со стороны города перед вокзалом был разбит сквер.

К югу от линии располагалось локомотивное депо на 22 стойла для локомотивов. Точная копия вокзала построена на станции Клин.

Проектировали и строили железную дорогу профессор Петербургского корпуса инженеров путей сообщения П. П. Мельников и инженер Н. О. Крафт, работами руководил главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями П. А. Клейнмихель. Движение между Тверью и Вышним Волочком было открыто в 1849 году, а 1 ноября 1851 году – по всей дороге. Первый поезд из Петербурга в Москву находился в пути 21 час 45 мин. Так как дорога строилась по целине, пересекала много рек и оврагов, на ней возвели 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. Паровозы и вагоны изготавливались на Петербургском Александровском чугунолитейном заводе.

В 1845 году завод выпустил два паровоза, к открытию дороги было построено 43 пассажирских и 121 товарный паровоз, 2 500 вагонов разных типов. После смерти Николая I император Александр II переименовал Петербурго – Московскую железную дорогу в Николаевскую.

Источник: Свод. 1, 627–634; Тверь 100. 1, 66, 67.
Используются фото из собрания ТГОМ, ГАТО, архив музея ГЭТ и газеты «Калининской правды», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин» и автора.

Участвуйте в викторине в нашей группе «Вконтакте».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

30
0
Социум

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .