Камера, мотор!
13 февраля 1895 года братья Луи и Огюст Люмьеры запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. Этот день считается Днем рождения кинокамеры – одного из изобретений, которое перевернуло мир.
Как обычно, не обошлось без легенды. Если теория Ньютона появилась благодаря яблоку, упавшему на голову ученому, а таблица Менделеева просто-напросто приснилась великому химику, то появление кинокамеры приписывается бессоннице. Луи Люмьера мучила головная боль и мешала уснуть. Промучившись до утра, он выдумал к рассвету новое устройство, состоящее из проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением. Устройство запатентовали под названием «кинематограф». Так родилась прабабушка современной кинокамеры. Спустя немного времени после открытия патента братья Люмьеры претворили замысел в жизнь.
Изобретатели были молодыми сыновьями богатого лионского фабриканта, производителя фотопринадлежностей. По их мнению, новое изобретение не сулило ничего особенного, о мировой известности братья не задумывались, скорее о небольшом заработке на непродолжительное время. Сняв за 30 франков в день в аренду «Гран кафе» на бульваре Капуцинов, 14, вечером 28 декабря 1895 года они провели платный сеанс. Билет стоил один франк. За эти деньги можно было посмотреть 10 маленьких фильмов, каждый из которых длился менее минуты.
Именно на этот срок они уговорили приехать из родного Лиона в Париж одного из рабочих своей фабрики, чтобы он стал киномехаником – крутил ручку проекционного аппарата в синематографе.
Братья оказались непрозорливы: их изобретение не только легло в основу гигантской промышленности, но и дало жизнь новому искусству. Показ, устроенный на бульваре Капуцинов, стал началом новой эпохи в истории человечества. К моменту первого сеанса у Люмьеров было готово уже порядка ста минутных фильмов. Для первой демонстрации Луи Люмьер выбрал десять: девять неигровых и один постановочный. Первым игровым фильмом в истории стал «Политый поливальщик». Первым фильмом, показанным широкой публике, стала документальная съемка «Выход рабочих с завода братьев Люмьер в Лионе». По другой версии – это «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».
Среди тех, кто был на первом сеансе Люмьеров, случайно оказался иллюзионист и директор театра Робер-Удэн Жорж Мельес. Впоследствии он описывал свои впечатления от того вечера так: «Мы находились перед маленьким экраном, похожим на те, которые мы употребляли для проекций Мольтени, и спустя несколько мгновений на нём появилась неподвижная фотография, изображающая площадь Белькур в Лионе. Немного удивленный, я только успел сказать соседу: «Так это из-за проекций нас потревожили. Я этим занимаюсь десять лет». Не успел я закончить эту фразу, как лошадь, везшая телегу, пошла на нас, а вслед за ней – другие экипажи, потом прохожие, – словом, вся уличная толпа. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя. Потом нам показали «Стену» с облаком пыли, «Прибытие поезда», «Завтрак ребенка» на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, потом «Выход с фабрики Люмьера», наконец, знаменитого «Политого поливальщика». В конце представления все были в упоении и каждый спрашивал себя: каким образом могли достигнуть таких результатов?».
Пораженный Мельес предложил братьям купить кинопроектор за 10 тысяч франков, но они отказались, хотя выручили за первый вечер показа всего 35 франков (это едва покрыло затраты на аренду). Однако вскоре кинематограф стал самым популярным развлечением в Париже. История гласит: «К 1898 году братья Люмьеры, рассылавшие своих кинооператоров по всему миру, включая Россию, увеличили свою фильмотеку до 500 фильмов. Высокие результаты объяснялись универсальностью изобретения: камера Люмьеров могла снимать, проявлять и печатать плёнку, а также с помощью специальной приставки превращаться в кинопроектор».
Ради справедливости надо сказать, что дата 13 февраля весьма условна в обозначении дня рождения конокамеры. На самом деле Люмьеров опередили в организации публичных платных кинопросмотров Акме Ле Рой (Клинтон, 22 февраля 1895 г.), Латам (Нью-Йорк, май 1895 г.), Ле Рой – Латам (Бостон, Чикаго, Норфольк, лето 1895 г.), Складановский (Берлин, ноябрь 1895 г.) и другие.
В России отмечают ещё День российского кино – 27 августа. Хотя премьера первого произведённого в России фильма, созданного российскими кинематографистами (первые фильмы в России снимались ещё операторами Люмьеров), состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» – вольная постановка песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень» (о Стеньке Разине и княжне). Постановка была произведена одним из самых известных отечественных кинопредпринимателей Александром Дранковым.
В списке самых технологичных изобретений прошлого, 2011 года числятся такие технологические чудеса, как камера-мяч компании Computer Graphics Group и гигантская камера «Глаз Америки». Немецкие изобретатели из компании Computer Graphics Group в Берлине создали уникальный шаровой фотоаппарат, который делает панорамную 360-градусную съемку. Все, что требуется от фотографа, это подбросить Throwable Panoramic Ball Camera в воздух. При этом включаются все двухмегапиксельные камеры (их 36), вмонтированные в прибор. В высшей точке полета фотоаппарата-мяча они запечатлевают окружающую обстановку во всех направлениях, включая самого фотографа. При этом 360-градусная фотопанорама получается идеальной, без всяких накладок, так как камеры, встроенные в «мяч», включаются одновременно. При этом Throwable Panoramic Ball Camera можно не только подбрасывать, но и ронять, главное, чтобы фотоаппарат кто-нибудь поймал.
Американский фотограф Деннис Мэнарчи (Dennis Manarchy) изобрел гигантскую камеру, которая так же, как фотокамеры начала двадцатого века, имеет деревянную раму, меха из искусственной кожи и множество медных блестящих деталей. Однако ее длина составляет более 10,5 метра, а размещается она на грузовой автомобильной платформе-прицепе. Эта камера названа им «Глаз Америки» (“The Eye of America”). Деннис Мэнарчи дарит людям возможность познать тайны фотографии в буквальном смысле изнутри, зайдя внутрь камеры-гиганта. Негативы изображений, которые она снимает, имеют размеры 1,8 на 1,37 метра, а снимки, которые можно с них напечатать, могут быть высотой с двухэтажный дом. Разрешающая способность камеры-гиганта в тысячи раз выше самых лучших моделей современных цифровых фотокамер.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
не понял - седня день конокамеры?
Именно так - День рождения кинокамеры (или день широкого публичного кинопросмотра), хотя дата и весьма условна 🙂