Категория для мобильности: электросамокаты предлагают приравнять к мопедам и выдавать на них права
Общественники предлагают категорировать средства индивидуальной мобильности и разобраться, кому из них можно ехать по тротуару, а кому придётся отправиться на проезжую часть. Такую идею обсудили на форуме «Сообщество», который проходит в Твери 9 и 10 июня.
Общественные институты в России укрепляет свои позиции. И подтверждение тому – форум Общественной палаты РФ «Сообщество», который проводится в Твери. Основные его дни – 9 и 10 июня, когда на дискуссионных площадках встречаются общественники разных направлений. Эксперты активно осуждают проблемные вопросы, которые сейчас актуальны для всей нашей страны. Одной из тем первого дня была озвучена проблематика электросамокатов и прочих так называемых средств индивидуальной мобильности, а также пути её решения.
Прогресс не стоит на месте, и в нашу жизнь приходят новые транспортные средства. Более компактные, но при это достаточно быстрые. Тот же электросамокат может легко разогнаться, как хороший скутер. Иногда производители заявляют максимальную скорость этого вида транспорта вплоть до 100 километров в час. При этом какие-либо специальные права для поездки на нём не нужны, равно как и тот факт, что на нём можно двигаться по тротуару. Отсюда – рост аварийности с высокой тяжестью последствий.
И если в Тверской области проблема этих ДТП в том, что самокатчики едут по дороге и их сбивают машины, то в столичных и курортных городах электросамокаты сбивают пешеходов. Например, с начала этого сезона в Петербурге в результате ДТП с электросамокатами на тротуарах (хотя юридически называть ДТП такое происшествие можно с натяжкой) пострадали десятки пешеходов, в том числе – дети. Отсюда СК возбудил ряд уголовных дел, подозреваемыми по которым проходят как конкретные лица, управляющие электросамокатами, так и кикшеринговые компании, предоставляющие услуги аренды этого вида транспорта. Дела возбужденны по части 1 статьи 238 УК РФ, самокаты у компаний арестовывают.
Точно такая же картина наблюдается и в других городах, где этот вид транспорта популярен. Тверь пока в стороне от прогресса, но рано или поздно и наш город может столкнуться с такой проблематикой. Потому сейчас стоит вопрос о каком-либо категорировании этого транспорта, а вместе с ним – гироскутеров, сигвеев и прочих современных «колёсных гаджетов». Своё видение урегулирования этой бреши в законодательстве предложили в Общественной палате, вопрос проблематики ещё раз подняли на форуме «Сообщество». Спикером в рамках сессии был заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействую с ОНК Общественной Палаты РФ Александр Холодов.
– Сейчас мы видим ситуацию, когда каждый день происходят трагедии. Это не дошло в массовом виде до маленьких городов, но мы видим это в Петербурге, в Москве, во всех курортных городах, когда в принципе ни дня не обходится без какой-то трагической новости со словом «электросамокат» или с каким-то другим термином, описывающим эти новые устройства для передвижения. С этим нужно что-то делать, и мы столкнулись с тем, что действующие ПДД не отвечают современным требованиям. То есть существуют некоторые дыры в ПДД, которые раньше ни на что не влияли, потому что не было широкого распространения этого вида транспорта,
– отметил Александр Холодов.
Основная суть проблемы в том, что все средства индивидуальной мобильности сейчас не относятся к транспортным средствам и по сути приравнены к пешеходам. Отсюда появляется непонимание, например в том, кто будет виноват в случае, если электросамокат сбивает пешехода. По сути ведь это столкновение двух пешеходов.
К тому же никто не запрещает управлять самокатом будучи в состоянии алкогольного опьянения. А теперь представьте пьяного водителя электросамоката, который по тротуару со скоростью в 60 км/ч. Сколько пешеходов могут пострадать от его действий? Именно так появилась категория водительских прав «М», когда водители скутеров до 50 кубических сантиметров могли ездить по дорогам пьяными, так для этого вида транспорта права были не нужны.
– Человек с самокатом 20 лет назад – это ребёнок, который катится на игрушке. Сейчас человек с самокатом – это человек, который едет, может быть, со скоростью 100 км/ч. Естественно, правила под него нужно менять. Действующая редакция не относит даже к транспортным средствам всё, что не предназначено для движения по дорогам, и формально эта «игрушка» может ехать 100 км/ч, а это – не транспортное средство. Раз это не транспортное средство, оно не может попасть в ДТП. Потому что термин «ДТП» подразумевает события, возникшее в процессе движения с участием транспортных средств, – обозначил заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействую с ОНК.
В частности Общественная палата предлагает приравнять ту категорию, которую сегодня называют средствами индивидуальной мобильности, к мопедам. В первую очередь это касается именно электросамокатов и электровелосипедов. Как следствие, для управления этим видом транспортных средств потребуется водительское удостоверение. Например, категория М1. Экзамен предлагается сдавать только теоретический, а учебный процесс организовать, в том числе, в режиме онлайн.
Кроме того, предложения Общественной палаты включают правила допуска СИМ на дорогу. Так, на проезжую часть могут быть допущены СИМ и велосипеды только если они оборудованы тормозной системой, осветительным оборудованием и световозвращателями, звуковым сигналом. В этом случае исключается возможность передвижения по проезжей части на роликах, скейтбордах и так далее. Предложения также предлагают обозначить приоритет пешеходов перед велосипедами, мопедами и СИМ на тротуарах.
Вместе с тем к движению по тротуару допускаются средства индивидуальной мобильности с мощностью до 250 Вт или имеющие гироскопическую стабилизацию. Кроме того, для допуска для движения на тротуары предлагают ввести категорирование по массе и другим характеристикам.
Предлагается убрать из определения данного вида транспорта слова «двух- или трехколёсное». Причина тому – постоянный технологический прогресс в развитии новых транспортных средств. В будущем могут появиться ТС с иным количеством колёс. Например, за океаном популярность набирают так называемые моноциклы. По сути, это одноколёсное транспортное средство с мотором от мотоцикла или скутера. Под категорию мопедов оно уже у нас не попадает.
– Мы сейчас понимаем, что эта тема сейчас требует дополнительной переработки, именно нормативной. Потому что, как вы правильно сказали, трактовка правил дорожного движения уже не соответствует реалиям нашей жизни. Я абсолютно согласен с тем, что необходимо категоризировать движение средств индивидуальной мобильности. Я считаю, что разделить эти потоки просто необходимо, потому что они получают очень динамичное развитие и возникает очень много их вариаций. И мы понимаем, что их динамические характеристики пока отличаются от тех транспортных средств, которые передвигаются по дорогам общего пользования и совместить их тоже не безопасно. Поэтому ограничение скорости на средства индивидуальной мобильности тоже считаю необходимым, потому что они не имеют средств пассивной безопасности,
– объявил под финал круглого стола руководитель УГИБДД по Тверской области Дмитрий Арзанов.
Также глава региональной Госавтоинспекции подчеркнул, что важно, чтобы для управления СИМ были и ограничения по возрасту. Ведь ребёнок ещё не может оценить ту опасность, которая его подстерегает при эксплуатации такого транспорта.
Но находится и критика предложений Общественной палаты по урегулированию движения СИМ. В частности, на форуме с ней выступил Александр Оленин, директор по связям с государственными органами Urent (кикшеринговые компания), руководитель направления Каршеринг и Новая мобильность в «Ситимобил». По его мнению, водительское удостоверение для электросамокатов внедрять не стоит. Также Александр Олейник он озвучил практики по аппаратному регулированию скорости у СИМ. Как например, сделали в Казани, ограничив скорость прокатных самокатов до 25 км/ч.
Но вопрос ограничений скорости не влияет на проблематику пьяного вождения СИМ. И, как обосновал Александр Холодов, предложение ОП РФ регулирует и этот момент. В пример он опять же привёл пьяных водителей скутеров, которых после внедрения категории «М» на дорогах стало значительно меньше. А как следствие, снизилась аварийности с участием мопедов.
– Мне кажется, что вариант общественной палаты – самый взвешенный, самый продуманный, и отвечающий требованиям не только сегодняшнего, но уже и завтрашнего дня. Когда изобретут какие-то новые средства передвижения, они уже будут прописаны той формулировкой в ПДД, которую предлагает общественная палата. То есть мы предлагаем уже ПДД будущего, а не ПДД прошлого, – заключил Александр Холодов.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Когда коту делать нечего, он яйца лижет. Но ему простительно, у него мозгов мало.
Тротуары нормальные для пешеходов не пробовали построить в городе?
Ну, и на кой Х эти хрустики нужны на дороге? В том числе и велосипедистов, от греха подальше, надо убирать на отдельные дорожки.
Здоровее будут.
И вообще, вредно при физической нагрузке дышать выхлопными газами)) - вот самый важный критерий)