Класс из одного ученика и 5 предметов на педагога: как живёт сельская школа в Тверской области

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Директор рассказал корреспонденту Tverigrad.ru, как выживают малокомплектные школы, есть ли у них перспективы и как повысить уровень образования на селе.

Доля сельских школ в Тверской области сегодня высока ‑ более 50% от всех существующих. Как известно, из-за сложной демографической ситуации в регионе, впрочем, как и по всей России, проводится «оптимизация». Понятно, что государство пытается наиболее эффективным способом потратить выделенные деньги на обучение детей. А по всем экономическим законам, чем больше учащихся, тем меньше стоит обучение одного ученика. Приходится искать баланс, ведь сельские школы выполняют важную социальную и образовательную функцию. 

И в глубинке ещё остались учебные заведения, которые  успешно учат сельских ребят. Корреспондент Tverigrad.ru побывал в деревне Парихино Ржевского района, и посмотрел, чем и как живёт одна из сельских школ.

Вам знакомо то чувство, когда через много лет после выпуска стоишь перед дверями родной школы, и так тянет вернуться сюда хотя бы на денёк?

Ефимовскую среднюю школу я закончил 18 лет назад. Удивительно, как же быстро летит время! Вроде, совсем недавно тряслись в автобусе в школу, собирая все ухабы по дороге, дрались из-за пустяков, волновались из-за оценок, бежали на перемене в столовую наперегонки, сметая все и всех на своем пути. Сейчас мы все разъехались, у каждого своя семья, свои хлопоты и заботы. И мы очень редко общаемся, а видимся ещё реже.

В этом году у здания Ефимовской средней школы юбилей — 40 лет. Оно построено в 1981 году по новейшему, по тем временам, проекту. Когда я здесь учился, в школе занимались более 100 детей. Мой класс был самым большим — 20 учеников. А в этом учебном году за парты здесь сели всего 30 детей, трое из которых первоклассники. Самый большой класс в школе – 6 человек, самый маленький — один ученик.

Снаружи здание почти не изменилось. Только на стене у входа появилась мемориальная доска с фотографией человека в военной форме. Каждый день, приходя на занятия, дети видят и вспоминают своего земляка, отдавшего жизнь за Родину. Командир 101-й отдельной стрелковой бригады полковник Иван Воробьёв, участник Ржевской битвы, погиб на передовой в 1944 году. Он был уроженцем деревни Степанцево Ржевского района.

Внутри школа частично изменилась. В некоторых классах установлены стеклопакеты, появилась новая мебель, современное компьютерное оборудование. Помню, у нас в кабинетах стояли очень старые парты и стулья. Мебель была настолько расшатана, что страшно было лишний раз её двигать и мы ее часто сами чинили.

После моего выпуска в школе сменились три директора. В 2019 году учебное заведение возглавил офицер запаса Дмитрий Савченко – житель Москвы, который однажды решил бросить все дела в столице и перебрался вместе с семьей в деревню. Так школа получила директора и учителя английского языка, малыши – учителя начальных классов в лице его жены и ученика — их сына.

Как выживают в современных условиях маленькие сельские школы? Есть ли у них перспективы и будущее? Как повысить уровень образования на селе? Эти и другие вопросы мы, как раз, и обсуждали с Дмитрием Алексеевичем.

В Ефимовской средней школе продолжают работать и учителя, которые 20 лет назад преподавали у меня. Педагоги «советской закалки». Они полностью отдаются работе, нередко забывая о здоровье, думают об учениках как о собственных детях, принимают близко к сердцу их проблемы и очень радуются их успехам.

Директор рассказал, что учителям в сельских школах приходится вести несколько учебных предметов и работать сразу во всех классах. В пример Дмитрий Алексеевич привёл педагога, который учит детей иностранному языку, изобразительному искусству, музыке. Этот же учитель еще и выполняет обязанности школьного педагога-организатора. А в этом году добавилась еще и математика в 5 и 6 классах.

Сильно перегружены и учителя начальных классов.

– При малой численности начальные классы «оптимизаторы» объединяют в класс-комплект. Не так давно в школе была только одна ставка учителя начальных классов. Учителю приходилось отрабатывать учебную программу одновременно с 1,2,3 и 4 классами. Фактически время на изучение программы у детей значительно сокращалось и это отражалось на их знаниях. С большими усилиями нам удалось добиться второй ставки в начальных классах. Сейчас стало чуть легче: 1 и 2 классы ведёт один учитель, а 3 и 4 – второй. – пояснил директор.

Еще во время моей учебы в школе все страдали из-за протекающей кровли. Эта же проблема осталась и сейчас. Хотя, по словам директора, в этом году «лёд тронулся».

– При поддержке администрации Ржевского района, подготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт кровли и замену оконных блоков. С момента ввода в эксплуатацию здания школы в 1981 году окна не менялись. Несколько лет назад местный меценат оказал школе финансовую помощь. На эти деньги в некоторых классах были заменены деревянные окна на стеклопакеты, но ещё осталось 92 раритетных окна. Я предполагаю, что мы пока ещё только в самом начале «боевого пути». Кто и когда будет финансировать эти проекты? Только капитальный ремонт кровли обойдётся в 8,5 миллионов рублей. У муниципалитета таких денег нет. Попытки войти в какие-либо программы не всегда приводят к нужному результату. Поскольку, как правило, в эти программы попадают более крупные учебные заведения. – поделился Дмитрий Алексеевич.

«Чем школа дальше от областного центра, тем больше у неё проблем», – добавил он.

Директор очень надеется на программу по капремонту школ, которую Правительству РФ поручил разработать Президент Владимир Путин. Причём глава государства подчеркнул, что акцент должен быть сделан именно на сельских учебных заведениях.

Несколько лет назад Ефимовская средняя школа, из-за малого количества детей, была на грани закрытия. Единственное, что могло сохранить её – увеличение количества обучающихся. Было принято решение пригласить детей из Ржева.

– Уничтожение колхозов в недалеком прошлом, отсутствие рабочих мест и как следствие – отток населения из деревень — это самая большая проблема для сельских школ. Мы сейчас, помогая некоторым детям города Ржева получить достойное образование, охраняем нашу школу от «оптимизаторов». Наши учителя могут «вытянуть» очень слабых учеников до нормального уровня, и многие родители в городе хотят отдать сюда своих детей. В преддверии 1 сентября они обрывают мой телефон звонками. Я бы и взял их с удовольствием, но не могу. Общественный транспорт в нашу деревню не ходит, а в школе только 1 автобус, в котором 22 посадочных места. Я уже второй год прошу для школы ещё один автобус. Был бы транспорт, в школе училось бы больше детей. Да и 3 автобуса будут ходить сюда из Ржева полные, – уверен Дмитрий Алексеевич.

По его словам, для сельских школ «убийственным» является принцип подушевого финансирования. Как объяснил директор, средства на учебные заведения выделяются, исходя из количества учащихся – около 60 тысяч рублей в год на ученика. Этих средств на школьные проблемы естественно не хватает.

– Если мы хотим сохранить сельские школы, то механизм финансирования необходимо менять. Школа должна сама говорить, сколько ей нужно денег и на что. Как пример — закупка учебников на учебный год. Выделенных денег хватает только на сами учебники. А методические разработки, рабочие тетради, учебные пособия, химические реактивы, программная литература? Всё это учителя покупают на свои средства, распечатывают на ксероксе и раздают ученикам. Картриджи для принтеров, бумагу, канцелярские принадлежности учителя тоже покупают на свои деньги. «Попросить родителей купить приложения мы не имеем права, нам запрещено», – сказал директор.

По словам Дмитрия Алексеевича, сельские школы выживают как могут. Выделенных школе на год средств, хватает примерно на 6 месяцев. Дальше начинаются проблемы. Тем не менее, школа старается дать достойные знания детям, которых ей доверили родители.

Как и в моё время, здесь существует пришкольный участок. Ученики вместе с учителями выращивают овощи для столовой. Дети копаются в огороде, пропалывают сорняки, ухаживают за цветочными клумбами, содержат в чистоте школьную территорию и никто не сидит, уткнувшись в смартфон, поскольку, чтобы поймать здесь сеть связи, надо очень постараться.

Неоценимую помощь оказывают благотворители. Недавно московская библиотека имени Ленина – крупнейшая в России и вторая по величине в мире — передала библиотеке Ефимовской школы художественную литературу. Это 300 новых книг российской и зарубежной классики, в красивых и удобных переплетах . «Это несказанное счастье», – сказал директор. По его словам, библиотечный фонд школы очень давно не пополнялся художественной литературой. А тут такой подарок! В этом учебном году в школе будет организован конкурс на самого читающего ученика и самый читающий класс.

Вот уже несколько десятков лет Ефимовская школа с радостью встречает первоклашек и с грустью провожает выпускников. За это время сквозь учебное заведение прошло огромное количество человеческих судеб. Хочется верить, что так и будет впредь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

47
0
Фото: Бойков Дмитрий
Общество Репортаж

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

Жаль Путин и Единая Россия этого в упор не видят.
А ведь это случилось за последние 20 лет, после пресловутой оптимизации образования, здравоохранения и культуры.

14
1
MasterTver

Грустно читать такие статьи...
Вот она правда жизни напыщенных и лощеных представителей ЕР.
Вот и где этот хваленный имитатор жизни Алик (Васильев), который годами выбирался и пиарился. Тошнит уже от них...
Народ приходите на выборы 19 го, хватит терпеть такое....

9
1
Scorp_99

Плачевное состояние школ и дел не только в поселковых и сельских школах(((. В областном центре ещё как-то более или менее. Честно сказать, хочется взять этих "оптимизаторов" от государства и мордой ткнуть в то, что они превратили, как того котенка, который нагадил в чей-то туфель!!!

2
0