Ко Дню железнодорожника: самые красивые станции Тверской области

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Первого августа работники стальных магистралей отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника.

В преддверии этой даты мы решили рассказать вам о самых красивых железнодорожных станциях Тверской области, где как будто переносишься в начало XX века. Это станции Куженкино, Баталино и Кувшиново, которые находятся в историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги – она была создана в декабре 2013 года на участке Бологое – Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго – Торжок. 

Железнодорожная станция Куженкино

На станции Куженкино сохранился уникальный архитектурный комплекс начала XX века. Она появилась при создании Бологое-Полоцко-Седлецкой железной дороги (1902-1906 гг.) – стратегической магистрали, построенной за счет французского финансирования для ведения военных действий против Германии и Австро-Венгрии. Железная дорога сооружалась на очень высоком для своего времени техническом уровне, а железнодорожные постройки были выполнены в едином архитектурном стиле, отразившем переход от эклектики к модерну.

Вокзал, как и полагалось станции IV класса, был построен из дерева. Здание с высокими окнами и мансардами украсили шпилем с флюгером, декоративными переплетами на фронтонах, висячими резными гирьками и кронштейнами изогнутой формы.

Станция Куженкино, фото Дмитрия Графова

Архитектору Станиславу Воловскому (поляку по происхождению) удалось отразить взаимосвязь западноевропейского и российского зодчества, и тем самым подчеркнуть западное направление Бологое-Полоцко-Седлецкой дороги, ее европейский колорит. Стиль модерн перекликается с народной традицией изб и теремов, и в этом сочетании и есть самобытность архитектурного ансамбля станционных построек магистрали, и, в частности, Куженкино.

В сентябре 2018 года на станции Куженкино открылся музей, где помимо вокзала можно посмотреть водонапорную башню, керосиновый погреб, демонстрационный стрелочный перевод, гидроколонку для заправки паровоза. В апреле этого года у музея появилась новая историческая экспозиция – зал ожидания пассажиров I-II класса, где воссоздана атмосфера начала XX века. По субботам и воскресеньям на станции Куженкино проводятся бесплатные экскурсии во время получасовой остановки ретропоезда «Селигер», курсирующего по маршруту Бологое – Осташков.

Станция Куженкино, фото Дмитрия Графова

Железнодорожная станция Баталино

Баталино – соседняя с Куженкино станция, простроенная в то же время и также сохранившаяся в первозданном виде спустя столетие. В ней угадывается тот же архитектурный стиль станции IV класса: деревянный вокзал с высокими окнами и мансардами увенчивает башенка. Станцию Баталино назвали в честь инженера путей сообщения Александра Баталина, который руководил ее строительством и пользовался большим уважением местных жителей.

Станция Баталино, фото Дениса Доронина

В Баталино, как в классическом вокзале IV класса, были крытые козырьком сени для входа с двух сторон, контора начальника станции, касса, почта, телеграф, багажное отделение, помещение дежурного сторожа, а также ламповая, где хранили и заправляли керосином фонари. В вокзале размещались два зала ожидания: отдельно для пассажиров I-II и III класса. Для I и II класса в здании находились уборные с канализацией, которые назывались ватер-клозетом.

Увидеть станцию Баталино можно из окна ретро-поезда «Селигер» во время поездки из Бологое в Осташков.

Железнодорожная станция Кувшиново

Еще один яркий пример деревянного зодчества, станция Кувшиново, находится на железнодорожной линии Соблаго – Торжок – малодеятельном участке, однопутном и неэлектрифицированном, где до сих пор действует электрожезловая система сигнализации и блокировки, а также механические двукрылые семафоры с ручным приводом – ныне практически исчезнувшие устройства.

Линия Соблаго – Торжок появилась не сразу: сначала в 1911-1912 гг. был построен Кувшиновский подъездной путь от станции Торжок к бумажной фабрике в селе Каменное. Железную дорогу возводили на средства владелицы фабрики графини Юлии Кувшиновой, в честь нее и назвали станцию в Каменном Кувшиново. По проекту приглашенного из Москвы архитектора Флегонта Воскресенского был построен вокзал в неорусском стиле с элементами модерна, нетипичный для железнодорожных построек того времени и более характерный для архитектуры русского Севера.

Станция Кувшиново, фото Михаила Черныша

В 1917 году Кувшиновский подъездной путь продлили до села Селижарово, откуда вывозили лес для производства бумаги на фабрике. После революции частную железную дорогу национализировали, а в 1928 году линию соединили со станций Соблаго участка Бологое – Великие Луки.

В настоящее время линии Бологое – Великие Луки с ветвью Соблаго – Торжок нет равных в России по исторической сохранности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. На участке насчитывается около 200 таких объектов, многие из которых взяты под охрану государством как объекты культурного наследия. И несмотря на то, что железнодорожная отрасль идет вперед, появляются новые высокотехнологичные проекты и развивается высокоскоростное движение, сохранению истории также уделяется немало внимания. И увидеть эту историю, можно отправившись в путешествие во времени на ретро-поезде на паровой тяге «Селигер».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21
2
Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Комментарии временно закрыты