Когда музыка встречает живопись: чем запомнился «Джаз-пленэр» под Тверью
В Домотканово отгремел VIII международный музыкальный фестиваль.
Август в Домотканово пахнет сеном, свежестью, а музыка помогает природе оживать. В минувшую субботу в парке старинной усадьбы под Тверью прошёл VIII Международный фестиваль «Джаз-пленэр в Домотканово» — уже устойчивая летняя традиция Верхневолжья, где джаз встречается с живописью и туристическим паломничеством к наследию Валентина Серова. Мероприятие посетила корреспондент Tverigrad.ru.
На подступах к джазу
Полдень выходного дня сам по себе ощущается приятно. А если к этому моменту тебя где-то ждёт душевное мероприятие, то хорошо становится вдвойне. С этим воодушевлением пролегла моя недолгая дорога от Твери до деревни Красная Новь. Первое полезное замечание — на подъезде к деревне организаторы учли печальный опыт прошлых лет и выкосили, именно так, парковку для приезжих гостей. Правда, потом пришлось прогуляться пешком около километра до места назначения, но забота — дело хорошее.

На самой территории усадьбы гостей встречают фотобаннеры, подвешенные «невидимой» нитью. Создаётся впечатление, будто фотографии парят в воздухе. Крупноформатные изображения «джазовых» улиц шепчут что-то своё, и невольно хочется прислушаться.

Дальше — ярмарка художественных произведений и декоративно-прикладного искусства. Именно здесь начинается первое торможение на тропинках фестиваля. У каждой из картин хочется задержаться хотя бы на минуту. Так считаю не только я. И взрослых, и маленьких гостей интересует искусство. Может быть, не каждый день, но здесь, на свежем воздухе с атмосферой праздника — обязательно.

Поразглядывать произведение с умным видом, удивиться его ценнику, улыбнуться или нахмуриться очень и очень хотелось.

Вредная корова и искренность творчества
Фестиваль едва начал свою работу, а уже доносятся мелодии со сцены откуда-то далеко. Под неё, раскачиваясь и будто слегка подтанцовывая, раскладывает свои художественные произведения миловидная девушка по имени Елена Соколова. С ней решаю задержаться подольше — одна из её картин привлекла мое внимание и даже «кольнула» в грудину. Елена работает преимущественно в жанре пейзажа и пасторали. В искусство она пришла сравнительно поздно, около семи лет назад, оставив прежнюю работу и найдя в живописи своё призвание. Формального художественного образования у неё нет, однако её почерк узнаваем и наполнен искренностью. Как и признаётся сама творец, последнее — главный принцип её работы.

— Живопись с натуры, или пленэр — это почти всегда про скорость. Если не успел поймать состояние, дальше приходится додумывать. А это уже неправда, и меня она мучает. Но самое удивительное — зритель это тоже чувствует. Он может не знать, каким был свет или цвет на самом деле, но искренние картины находят отклик сразу, тогда как придуманные долго остаются невостребованными, — поделилась своим секретом художница.
Тверская область — это родина и основное место творческой деятельности Елены. На даче под Тургиново она проводит большую часть времени, работая над этюдами и живописными пленэрными работами. Помимо этого, художница активно путешествует по северным регионам России, включая Архангельскую область, Мурманск, Териберку и даже Балтийский берег. А та самая работа, которая «кольнула» меня и оказалась любимой в коллекции художницы. Называется она «Закатная нега». Елена вспоминает, что писала её буквально за полтора часа на закате.

— Корова позировала мне минут десять, потом встала и пошла к палитре — стала есть краски, — смеётся Елена, — Это невозможно забыть. Мне нужно было успеть поймать свет — как он ложился по краю, где уходил в тень. Поэтому работала очень быстро. Я не помню, к сожалению, как звали корову, но она была очень вредной.
Серебро, стекло и время
Иду дальше. Людей становится всё больше. Меня привлёк аккуратно одетый семейный квартет у музейной брички: мама и папа в фасонах XIX века, дочь и сын — неподвижные и сосредоточенные.

Сцена обрела завершённость, когда из-под накидок старинной фотоаппаратуры показался руководитель процессии — сотрудник проекта «Фотолаборатория XIX века». Нет, он не путешественник во времени, он прибыл из Твери вместе с напарницей, и как позже стало известно, вдохновительницей идеи Ириной Расиньоль.

Фотолаборатория XIX века — проект редкий и чинный: здесь возрождают и сохраняют старинные фототехнологии, в частности амбротипию, открытую в середине XIX столетия. Ирина рассказывает о своей задумке с большим упоением.
— Амбротип — это светопись, где серебро и стекло превращают снимок в уникальный артефакт. Даже при повторной съёмке условий получить идентичный кадр невозможно: меняются свет, химия, настроение. Поэтому каждый амбротип — не просто фотография, а единственный в своём роде портрет времени, — делится Ирина.
Мне повезло проследить весь процесс: от подготовки одежды (лаборатория предоставляет исторические костюмы) до момента, когда изображение начинает появляться на стекле. Это театральный, но деликатный ритуал — накладка пластин, точные выдержки, сказочная, почти алхимическая работа с эмульсией.

Цена «возвращения в прошлое» для семейного портрета — 3500 рублей. Удовольствие не из дешёвых, но когда понимаешь, что отдаёшь не копию, а уникальный отпечаток на стекле, цена уже не кажется высокой. Правда, её не получить молниеносно — фотография должна «созреть».

Как можно ближе к музыке
А что же джаз? Джаз появился на свет в бедных районах Нового Орлеана американского штата Луизиана, где жили темнокожие музыканты, которые искали свой путь в музыке. Они смешали африканские ритмы, блюз и фортепиано, создав нечто новое и уникальное. С тех пор джаз стал символом свободы и самовыражения. Сейчас его любители есть в каждом уголке мира. А тверской международный джазовый фестиваль зародился в середине 2010-х годов, впервые собрав публику.

За восемь лет своего существования он превратился из локального мероприятия с участием исключительно тверских музыкантов в международную площадку, объединяющую исполнителей и любителей джаза со всего мира. Первые фестивали проходили в очень скромных условиях, отмечают организаторы.

На одном из самых первых мероприятий собралось около 200-300 человек, несмотря на дождливую погоду и не самую комфортную инфраструктуру.

С тех пор фестиваль значительно вырос, не только по количеству зрителей, но и по качеству и разнообразию программы. Международный статус был подтверждён постоянным приглашением зарубежных исполнителей из разных стран, включая США и другие джазовые центры.

Например, сегодня, помимо других исполнителей, для гостей выступят российская певица Мириам Мерабова, а еще Стивен Митчелл — американский саксофонист и композитор. Именно его мне удалось запечатлеть незадолго до того, как он начал своё выступление. На фестивале он окружен поддержкой не только поклонников, но и самых близких людей. Например, женой Викторией.

— В Тверской области я в первый раз. Место очень притягательное и красивое, — кратко поделился Стивен Митчелл, — Сегодня будем играть музыку, которую невозможно предугадать, но, уверен, каждый услышит в ней то, чего желает.
С момента запуска фестиваля, почти десять лет назад, аудитория тоже претерпела значительные изменения. Если в первые годы мероприятие посещали преимущественно местные жители, не всегда глубоко знакомые с жанром, то сегодня на фестиваль приезжают настоящие ценители джаза из разных регионов России и даже из-за рубежа.

Это уже не просто культурное событие для широкой публики, а некий специализированный музыкальный форум. Поэтому сегодня совсем неудивительно было встретить поклонников музыки при «полном параде». Один из них — Константин Соколов.

— Я увлёкся джазом ещё в детстве, у нас в музыкальной школе был биг-бэнд, и с тех пор слушаю разных исполнителей, не выделяя кого-то одного. Но я хочу себя чувствовать частью джаза. Вот сегодня особенно, поэтому приодел костюм. Еду сюда, а жена мне: «Как ты на траве будешь сидеть?» — ну значит, не буду сидеть. Поэтому просто стою, слушаю, впитываю всё вокруг, — шутит Константин, — Прихожу на фестиваль почти каждый год с самого первого, пропустил только один раз из-за ковида. Особенно люблю американских исполнителей — для меня джаз всё ещё остаётся американской музыкой.
Впрочем, были и те, кто совсем не понял, куда попал. По счастливой случайности новоиспечённая семья Сергеевых оказалась в Домотканово именно в День своей свадьбы. Полина и Дмитрий — туристы из Коломны — решили сыграть торжество в Тверской области, а среди планов свадебного кортежа значился музей Валентина Серова. Купив билеты на входе, пара даже не подозревала, что окажется на фестивале джаза.

— Как здорово здесь! — восторгается невеста. — Мы уже послушали музыку и даже немного потанцевали. У нас запланирована фотосессия, и, конечно, мы воспользуемся красотой фестиваля. Очень необычно так попасть в самый важный день в жизни!

Так или иначе, фестиваль был не только про музыку. Здесь всё творчество слилось в единый поток впечатлений. Можно было выбрать картину, которая запала в душу, сплести браслеты или бусы именно для себя, прикупить сувениров, перекусить и, конечно, послушать джаз со сцены.

А кто хотел, мог сам попробовать себя на барабанных установках. Например, ДШИ имени В.В. Андреева устроила площадку для больших и маленьких, кто тянется к музыке: барабаны, трещотки, маракасы — выбирай, что душа пожелает.

А если устал от суеты — можно было пройти вглубь усадьбы, к прудам. Там те же люди, но предпочитающие слушать джаз издалека, прогуливаясь на свежем воздухе.

И художники, оправдывающие слово «пленэр» в названии мероприятия: на пруду распустилась красивая водяная лилия, и как тут не достать холст, чтобы поймать момент?


КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.






"пленэр" - зто прямо по "русски, по нашему". Журналисты, так держать и выполнять наказ президента.
вообще то этим термином пользуются уже давно и не только в России. еще с 19го века. он от французского "открытый воздух". используется в первую очередь в среде художников. надеюсь что дальнейшие разъяснения не нужны. и президенты и указы тут совсем ни при чём.
а статья нормальная. хоть почитать и посмотреть приятно. в отличие от большинства того что печатают в последнее время на твериграде.