Контроль на линии: как в Твери ловят безбилетников в автобусах и что делают с пассажирами без масок
В связи с пандемией COVID-19 на контролёров «Транспорта Верхневолжья» легла задача не только заботиться о соблюдении оплаты проезда пассажирами, но и следить, как они соблюдают масочный режим.
После транспортной реформы специфика системы оплаты в общественном транспорте сильно поменялась. Такая профессия, как кондуктор, ушла в небытие, а на смену им пришли электронные терминалы оплаты на поручнях в салоне автобусов. Водитель, конечно же, ещё принимает наличные за проезд. Но всё больше пассажиров ступают в ногу со временем и переходят на электронные способы оплаты – карты, гаджеты, QR-коды.
Но несмотря на простейшие и доступные способы оплаты, всегда находятся пассажиры, которые норовят проехать бесплатно. А потому контролёры на линии проводят постоянные проверки. Их штат значительно вырос по сравнению со старой транспортной моделью. Но и объёмы работы стали больше, хоть сам процесс упростился.
– Стало намного эффективнее работать. У нас для проверки карт существуют кассы-онлайн, которые мы выдаём утренней и вечерней смене, выдаём планшеты для ускорения рабочего процесса, система работает, – рассказывает старший контролёр «Транспорта Верхневолжья» Светлана Смирнова, отработавшая несколько лет в МУП «ПАТП-1».
Сначала контролеры считывают с терминала водителя данные об оплате проезда на рейсе и лишь после этого идут к пассажирам. Никто не заставит пассажира оплачивать проезд дважды. Если вы уже оплатили поездку одним из доступных способов, достаточно просто показать билет, чек в мобильном приложении или приложить карту к терминалу контролёра.
Основная задача контролёра – не оштрафовать безбилетника, а принудить его к оплате проезда. В среднем, по словам Светланы Смирновой, за рейс выявляют иногда даже по 5-10 «зайцев». Очередной утренний рейд, который прошёл вместе с сотрудниками полиции, подтвердил что нарушителей контролёры встречают регулярно. В автобусе № 233 поймали молодого человека, который не оплатил проезд.
В ходе беседы с юношей выясняется, что он собирался оплатить проезд, но терминал по какой-то причине не считал его карту. В этом случае есть два варианта действий. Либо рассчитаться за проезд с водителем наличными, либо картой на его терминале (да, такое тоже возможно, хоть далеко не все об этом знают). Парень согласился оплатить проезд, и штраф ему не выписали.
Следующий автобус, и снова безбилетник. На этот раз нарушитель – мужчина в самом расцвете сил. Но платить почему-то он не стал. Сотрудник полиции вывел «зайца» из автобуса, после чего на него составили административный материал и пригласили в минтранс для составления протокола на штраф.
В целом безбилетники и без присутствия сотрудников полиции оплачивают проезд по требованию контролёра. Не всегда они делают это с охотой, но всё же выходят из рядов «зайцев». Но есть и такие нарушители, которые начинают спорить с должностным лицом. В основном это те, кто хочет проехать всего одну остановку.
– Они вошли на остановке и проезд одной остановки они оплачивать не хотят, хотя у нас проезд одной остановки тоже оплачивается, – говорит о проблемном контингенте старший контролёр Светлана Смирнова. – Бывает, что выходят сразу же на остановке. Бывает, что препираются. Были и раньше такие у нас, есть и сейчас. Без безбилетников никак.
Есть на памяти у контролёров множество случаев, когда пассажиры пытались делать видимость, что оплачивают проезд. Наверное, чтобы перед другими пассажирами не показаться нарушителями. Они и скидочные карты супермаркетов, и кнопочный телефон без NFC к терминалу прислоняют, а телефон без камеры «считывают» QR-код на окне автобусов. Но стоит только контролёру потребовать подтверждение оплаты, как такой пассажир идёт с наличкой к водителю за билетом.
Кстати, штраф за безбилетный проезд составляет до 1000 рублей. Это в 40 раз выше, чем стоимость одной поездки. Разница огромная. Но контролёры всегда отнесутся с пониманием и предложат в первую очередь оплатить проезд.
– Контролёр, выявивший безбилетного пассажира, в тактичной форме обязует его оплатить либо на ближайшей остановке покинуть автобус,
– обозначила Светлана Смирнова.
Стоит отметить, что если в Твери контролёры на данный момент не уполномочены самостоятельно выписывать штрафы, а могут делать это только с полицией. Это с одной стороны создаёт своеобразную проблему при выявлении злостных «зайцев», но с другой даёт более порядочным безбилетникам шанс исправиться. Для сравнения, в столице нашей Родины штраф за безбилетный проезд составляет пять тысяч рублей, и там его выписывает сам контролёр.
В связи с пандемией коронавируса, а в особенности с введением обязательного масочного режима в магазинах и общественном транспорте, на контролёров легла задача проверять, как этот режим соблюдают пассажиры. В большинстве тверичане стараются носить маски, садясь в автобус. Но всегда найдутся пару человек, кто игнорирует ношение масок.
За нарушение масочного режима положен штраф. Но карать пока тверичан не собираются. У контролёров во время рейда есть с собой специальные маски для такого контингента. Сами сотрудники «Транспорта Верхневолжья» признаются: конфликтов из-за этого у них с пассажирами никогда не возникало. Антимасочники нехотя, но надевают на лицо санитарную повязку. О том, что конфликтов в транспорте из-за ношения масок не возникало, говорят и наши читатели в комментариях в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook.
Возвращаясь к теме «зайцев», нельзя не отметить одну проблему. Многие из пассажиров становятся безбилетниками поневоле. Либо карту терминал не считает, либо карта заблокирована. А потому тверичанам стоит помнить четыре простых правила, чтобы не попасть в ряды зайцев:
-
- Отсутствие интернета или отключение телефона не являются основанием для неоплаты. Если у пассажира произошли накладки, придется повторно оплатить проезд любым другим способом. Скриншот или фотография билета тоже не принимаются в качестве подтверждения. Не стоит оплачивать поездку телефоном, если он почти разряжен.
- Желание оплатить другим приложением, кроме «Волги», и отсутствие такой возможности также не являются основанием для бесплатного проезда. Не хочешь платить за проезд — заплати штраф.
- Видя, что зарядка на телефоне кончается, оплатите проезд другим способом. Это сэкономит нервы и время как вам, так и контролерам.
- Одной картой можно оплатить проезд только одного человека, за проезд второго можно оплатить у водителя картой или наличными, обязательно получив чек.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
а это в силе - "А что если?..
…терминал оплаты не работает. В таком случае, пояснил Сергей Верхоглядов, это является нарушением договора со стороны перевозчика, который обязан следить за работоспособностью оборудования автобусов, в том числе – терминалов оплаты. Если терминал не работает, а у пассажира нет с собой наличных денег – выход из положения есть и довольно простой.
«Мы отвезем его бесплатно», – пояснил замминистра."
https://www.afanasy.biz/news/society/156089
и, кстати - переплаченные деньги - мне уже 2 месяца вернуть не могут
в кабинетах пи@#деть - это не билетики продавать) К делу, как говорится, не подошьёшь)
Верните троллейбусы. Дышать в городе тяжело. Зелени мало, автобусы газуют.