Круговерть с Достоевским: в Тверском театре драмы играют «страдальческую» классику
Спектакль щекочет нервы зрителя, анализируя психологию убийцы.
Любой десятиклассник, успевающий в школе, знает – соотношение условных частей «преступление» и «наказание» в романе Фёдора Достоевского – один к девяти. В Тверском театре драмы этот урок хорошо усвоили и играют постановку по одному из известнейших русских классиков вдохновенно и страдальчески. А гордыня в постановке получила воплощение в герое небольшого роста.
«Преступление и наказание» – это, как известно, антидетектив, это детектив с поиском не преступника, а бога. Так об этом пишут литературоведы и филологи разных взглядов и воззрений. Режиссёр Александр Павлишин, отринув «поединок» Родиона Раскольникова с Порфирием Петровичем, взялся за изучение психологии «Наполеона в миниатюре» через сны.

Громыхающе-завывающе-экспрессивно-провокационные сновидения занимают 40% действа. С одной стороны, они раскрывают сюжет – показывая, например, сцену убийства лошади. И конкретно этот эпизод выстроен хореографически бесподобно, без декорационных излишеств, но выразительно – удары палками так и сыплются на кровать. В целом, приглашённый московский режиссёр по пластике Артур Ощепков использовал, верно, всю палитру своих приёмов.
И всё-таки в какой-то момент происходит пресыщение. Но тут на помощь хореографии приходит актёрская игра. Исполнитель главной роли Александр Муста в труппе лишь первый сезон, но смог вложить в роль Родиона Романовича все наработки. Александр играет по-хорошему нервно, выдерживая бешеный темпоритм и отдавая делу всего себя.

Так бывает, что ожидания скромной работы оборачиваются восторгом и воспеванием. Темпераментная игра, которая проявляется и в том, что герой Мусты, словно пружина, «выстреливает» в нужный момент. Как хватит кулаком по столу у следователя Порфирия Петровича (арт. Константин Василенко), аж страшно становится! И в этом есть искра, а не искусственный напор.
Александр Муста, уверен, черпал вдохновение и в воспоминаниях о своей студенческой жизни. Именно поэтому он убедителен и естественен в поисках и метаниях.
Особенно заметен надлом героя в сравнении с сытой жизнью Порфирия Петровича, постоянно что-то жующего или пьющего в участке (в постановке Тверского ТЮЗа было несколько иначе – там разворачивался психологический поединок между студентом и следователем!). Раскольников действительно неприкаянный, тревожный… Вот он входит в лабиринт по центру сцены. Конечно, «лабиринт» – это то, что дорисовывает воображение. На деле – хитрая декорация, напоминающая не то «замок с секретом», не то мышеловку. Всё происходящее в ней выводят на экран благодаря видеотрансляции.

Так вот и блуждают герои… Играющая проникновенно, но сдержанно Арина Вячина в роли Сони Мармеладовой, буквально «рвущая жилы» заслуженная артистка РФ Дарья Плавинская в образе жены Мармеладова, крепкий, не теряющий присутствия духа рубаха-парень Разумихин в исполнении Сергея Грищенко и др. И ни один острый топор, коих на сцене в один момент появляется с десяток, не разорвёт эту круговерть.
Так вот и крутится жизнь тех, меж коими регулярно пробегает «призрак» Наполеона (арт. Никита Тарасов). А в финале он и вовсе становится надзирателем за работающим на каторге Раскольниковым. И никакой Сони в паре с ним, в противовес вариации на тему от Тверского ТЮЗа, не будет…
И нет бога в финале этой сценической драмы. И не предвидится.

Возрастное ограничение – «16+».
Посмотреть спектакль можно будет в новом театральном сезоне, т.е. в сентябре.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти