Легенда войны на городских улицах: в Тверь привезли уникальную «Полуторку»
Увидеть вживую восстановленный легендарный грузовик можно в ТРЦ «Рубин».
Российский автопром, несмотря на все анекдоты про его качество, всё-таки славится и легендарными автомобилями. И некоторые из них показывали свои лучшие характеристики в максимально экстремальных условиях.
«Ты помнишь, как Ладога встала?
А утром приказ – в автобат,
И группы мы формировали,
И грузы везли в Ленинград
Сахар, патроны, снаряды,
Валенки, водку и рис.
Четыре полуторки рядом
И с каждою группою «ЗиС»…
Эти строки написал поэт Евгений Пекки. Та самая «Полуторка», которая упоминается в его стихотворении – это знаменитый ГАЗ АА. Это заслуженный труженик тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны. Без лишней скромности можно говорить, что этот автомобиль внёс весомый вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. На «Полуторках» по ладожской «Дороге жизни» возили провизию в блокадный Ленинград и увозили из него детей. Это были и санитарные автомобили, на которых с поля боя увозили раненых. Лёгкий и маневренный по тем временам грузовик был не заменим в борьбе с фашистами.
Выпуск «Полуторки» закончился в 1956 году, но уже как ГАЗ ММ. На смену ему пришёл грузовик ГАЗ 51. Но та самая полуторка навсегда останется в истории нашей страны.
Сегодня увидеть этот грузовик на дорогах невозможно. Только любители ретро-автомобилей стараются восстановить единичные экземпляры ГАЗа АА. Но в большинстве случаев эти автомобили далеки от оригинала. Однако у жителей Твери появилась возможность увидеть «Полуторку» в максимально историческом виде.
В столицу Верхневолжья эту машину привёз московский реставратор. Увидеть практически оригинальный ГАЗ АА днём 14 апреля смогли жители микрорайона Мамулино – грузовик был припаркован у ретро-музея «Назад в детство», который открылся здесь в минувшем феврале.
Машину восстановил практически с нуля московский энтузиаст Алексей. У него на это ушло семь лет.
Конструкция «Полуторки» очень сильно отличается от современных автомобилей. Здесь нет бензонасоса. Топливный бак находится перед лобовым стеклом, фактически между водителем и двигателем. А бензин (на секунду, двигатель требует бензин марки А-66) поступает в карбюратор самотоком, как в мотоциклах.
Тормозная система здесь тоже кардинально отлична от той, к которой мы уже привыкли. Здесь нет ни какой гидравлики, она полностью механическая. При нажатии на педаль тормоза тяги приводят в движение эксцентрики, которые разводят тормозные колодки. С такими тормозами моментально остановиться не получится. Да и ноги можно хорошо накачать с такими усилиями.
В ГАЗе АА тоже есть подрулевые рычаги. Но функция их не та, к которой мы привыкли в современности. Сегодня традиционно у леворульных автомобилей основная функция левого рычага – это включение сигналов поворота, правого – стеклоочистителей. У «Полуторки» левый рычаг отвечает за регулировку опережения угла зажигания, правый – ручной акселератор.
Но не будем вдаваться во все технические нюанса автомобиля, а расскажем об истории его воссоздания.
Машину собирали буквально по крупицам. Да, в ней не все детали оригинальные. Например, там уже есть современный бензиновый фильтр. Пороги здесь конечно не оригинальные, но их восстанавливали по чертежам с оригинального автомобиля. Работа для этого велась большая.
– Всё дорабатывали и вышли на полное соответствие детали, которая производилась в то время, – рассказывает сам Алексей.
Что примечательно, машина – в полностью рабочем состоянии и даже заводится с пол-оборота.
Красный крест на машине тоже появился не просто так. Сам Алексей работает в скорой помощи, и гараж, где восстанавливали машину – гараж ФМБА. Отсюда и появилась идея сделать этот грузовик санитарным автомобилем.
«Полуторка» простояла на парковке перед музеем несколько часов и за это время привлекла к себе множество удивленных взглядов, стала объектом для импровизированных фотосессий. После ретро-грузовик увезли в ТРЦ «Рубин». Напомним, на его площадке 28 апреля пройдет открытие тверского ретро-сезона.
В Мамулино машина оказалась тоже не случайно. Сегодня у дверей музея состоялась небольшая ретро-выставка, приуроченная к открытию фотовыставки тверского фотографа Юлии Мельниковой. В экспозиции представлены фотоистории с ретро-машинами.
– Я год назад поняла, что у нас нет фотосессий с ретро-машинами. Я увидела в другом городе идею и захотела сделать это в Твери. И в итоге осуществила свою мечту вместе с матсерской Victory Custom. Мы сделали вместе множество работ. Сами ретро-машины – они уникальны. И мне захотелось возродить то, что было популярно когда-то. Каждая фотография на моей выставке – это история. У каждой фотографии есть история. И я хочу дальше это продолжать, – повествует Юлия Мельникова.
Фотовыставка будет проводиться в музее «Назад в детство» ровно месяц.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти