Летчик № 1 в мире
24 февраля 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова.
Он был из умных и лихих,
Тех, что не всякому приятны,
Но больше не было таких,
Да и не будет, вероятно…
Эти строки посвящены нашему земляку Михаилу Громову, летчику, о котором слагали легенды.
Он родился в Твери, в то время, когда о полетах в небо здесь никто не помышлял. Небогатая дворянская семья, отец готовится стать врачом, а будущий авиатор бегает со сверстниками по тверским улицам, одна из которых сегодня носит его имя. Михаил Громов недолго прожил в Твери. В скором времени его семья переехала в Ржев. Как вспоминал Громов, «дом в Ржеве был расположен на высоком правом берегу Волги очень близко к центру города».
С юных лет Громов мечтал о полетах в небо и эта мечта осуществилась. В этом ему во многом помогали его земляки. Его обучал летному мастерству уроженец Твери Борис Веллинг, один из зачинателей дальних перелетов в нашей стране. В скором времени Громов сам становится летчиком-инструктором. Среди его учеников был и Валерий Чкалов. В начале 30-х годов Михаил Громов становится одним из самых известных в стране летчиков-испытателей. Еще один знаменитый уроженец Тверского края авиаконструктор Андрей Туполев считал его лучшим в своей профессии и доверял испытание всех своих самолетов. Это было время легендарных авиаперелетов, которые вошли в историю мировой авиации.
1925 год… Перелет СССР-Китай, в котором участвуют немецкие летчики на «Юнкерсах» и отечественные самолеты Р-1. Полет проходил в очень сложных условиях, по неизвестным трассам. «Юнкерсы» не смогли преодолеть штормовой Байкал, а Громов добрался до Пекина, а оттуда, впервые преодолев морское пространство, взял курс на Токио и благополучно приземлился на японском аэродроме.
1926 год… Михаил Громов на самолете АНТ-3 покорил Европу, совершив сенсационный перелет по маршруту Москва-Берлин- Париж –Рим-Вена –Прага – Варшава за 34 часа, что было новым мировым рекордом.
1934 год… На цельнометаллическом моноплане АНТ-25 конструкции Туполева Михаил Громов пролетел по замкнутой кривой 12 411 километров. Этот беспосадочный полет продолжался 75 часов. Мировой рекорд дальности полета был побит.
И в скором времени еще один земляк Громова Михаил Калинин вручил ему Золотую Звезду Героя Советского Союза. Первыми этой награды в нашей стране были удостоены семь летчиков, которые спасали челюскинцев, восьмым стал Михаил Громов. Однако главный триумф ждал Громова впереди. Ему не давал покоя рекорд дальности полетов по прямой, который принадлежал в ту пору французам. Для того, чтобы его побить, был выбран маршрут из Москвы через Северный полюс в Америку. Наши летчики преодолели все препятствия – туманы, облачность, оледенение – и еще раз подтвердили класс советской авиации. Экипажу Михаила Громова покорились два мировых рекорда по дальности и продолжительности перелета.
В Соединенных Штатах наших летчиков встречали как героев, а Михаил Громов был готов уже к новым перелетам.
Однако история распорядилась так, что в скором времени о рекордах пришлось забыть. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Громов получил назначение на должность командующего Военно-воздушными силами Калининского фронта. Судьба вновь привела его в город, где он родился. Участвовал Громов и в освобождении Ржева, где так же прошло его детство. После войны Михаил Громов возвратился на работу в авиационную промышленность. Именно по его инициативе создается уникальное учебное заведение – Школа летчиков испытателей.
Судьба подарила Михаилу Громову долгую и удивительно наполненную жизнь. Сколько раз он ходил по краю пропасти, и всегда выходил победителем из всех жизненных передряг. Громов был неподвластен никаким авторитетам, кроме законов авиации. Хоронили Михаила Громова в январе 1985 года. С прославленным летчиком пришли проститься на Новодевичье кладбище сотни людей, близких, знакомых, и совершенно посторонних. С Михаилом Громовым уходила эпоха. Эпоха, которой он и был одним из самых ярких представителей…
КОММЕНТАРИИ 0 Войти