«Лицом к театру»: актёр театра и кино Тарас Кузьмин рассказал о «вершине Воланда»
Известный артист поведал о Булгакове, «внуке» и СТД.
Тарас Кузьмин, кажется, не нуждается в представлении – ведущий мастер сцены Тверского академического театра драмы, востребованный киноактёр, руководитель регионального отделения Союза театральных деятелей РФ… Наверное, в какую бы точку планеты не прибыл на гастроли, съёмки или отдых Тарас Николаевич, там сразу же понимают – вот как талантливы тверичане! Во всяком случае точно один тверичанин – Тарас Кузьмин.
Полсотни ролей в театре, более полусотни ролей в кино… Поводом для беседы с Тарасом Николаевичем стала юбилейная дата – 20 лет служения Тверскому театру драмы («Я сам-то себя ощущаю лет на 20!» – улыбается мой собеседник). И это в составе труппы, а первый выход на профессиональную сцену был в далёком 2002-м. Как иронично замечает Тарас Кузьмин, сейчас в коллективе ТАТД есть новые актёры, которые тогда ещё только родились.

Из недавних знаковых работ – роль Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» (16+) по Булгакову. Билеты на постановку раскупаются на несколько месяцев вперёд.
– Роли разные нужны, роли разные важны… Как тебе работалось над образом Воланда в булгаковской постановке, как искал ключ к нему? Твой герой получился довольно ироничным да ещё и поющим!
– Я не мечтал об этой роли. Когда режиссёр Александр Павлишин (главреж театра. – Ред.) предложил, возникли сомнения… Роман Булгакова – очень сложное произведение, которое не до конца понимаешь в школе, да и при перечитывании во взрослом возрасте. Но когда начался «застольный период», я прочитал огромное количество дополнительных материалов, разборов и вдруг понял всю глубину героя. Тогда стало ясно, что это та самая роль мечты, которую я подсознательно ждал всю творческую жизнь.

Мне не нравится, что многие актёры делают этого героя абсолютным злом. Ведь Воланд – это часть большой силы, имя которой – гармония. Есть выражение – добро должно быть с кулаками. Так и я сформулировал для себя, что Воланд – это кулаки судьбы, можно сказать, кулаки Бога. Он ведь не делает ничего плохого, а просто наводит порядок, восстанавливает справедливость и др. Да, «профессор чёрной магии» организует провокации, вскрывает проблемы, но теми методами, что ему подвластны.
Он ироничен, так как знает наперёд, что с каким человеком произойдёт, и не может воспринимать это всерьёз. Ему известны силы, руководящие людьми. И вот только в момент своего рода «шаманского пения», сцену которого я предложил для постановки, Воланд выражает всю накопленную веками боль за судьбу человечества. Ведь у героя есть любовь и сострадание к людям. В момент пения он становится собой, отбросив иронию.

– В романе Воланд в разговоре с Левием Матвеем приводит такие аргументы в пользу своего существования: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?».
– Да, ведь тёмное заметно на светлом, а светлое на тёмном. Мне в подготовке к роли помогли разные материалы из категории «разборы». Священников, между прочим. Они прочертили определённые линии в понимании этого героя, говоря о его природе. Для меня было очень важно разобраться. Ведь и в мире сейчас добро и зло зачастую меняются местами, и то, что казалось раньше одним, сейчас приобретает абсолютно другую окраску. А так, Воланд – это та роль, которая оказала на меня огромное влияние. Можно сказать, что это вершина – я применил в этой роли весь накопленный опыт.

– За всё время «на театре» есть сомнения в выбранном пути?
– Сомнения есть постоянно, это в порядке вещей! Если ты не сомневаешься, ты не ищешь и не развиваешься. Готовясь к каждой роли, я стремлюсь понять своего героя – его мысли и переживания, его образ жизни… К примеру, для роли в «Истории любви» (18+) я посещал хоккейные матчи, выходил на лёд. Просто мой герой играет в хоккей, а мне хотелось хорошо его сыграть, – улыбается Тарас Кузьмин.
– Переходя к теме кино, замечу, что ты активно снимаешься, занят во многих проектах. В декабре прошлого года на большие экраны вышла комедия «Один день в Стамбуле» (18+) с «Квартетом И»… Насколько я знаю, часть юмористических моментов оттуда пришлось убрать. Как считаешь, в последние годы сложнее стало шутить?
– Да, пришлось убрать часть снятого. То, о чём раньше можно было шутить, теперь нежелательно трогать. Фильм идёт менее полутора часов, а спектакль, который лежит в основе, длится почти три часа. Естественно, многими яркими моментами пришлось пожертвовать, и чтобы увидеть полную версию, лучше прийти в театр «Квартета И». Кстати, в этом году будет отмечаться 25-летие спектакля «День радио» (16+) «Квартета И», где я уже пару лет играю роль директора радиостанции Михаила. А в юности я смотрел этот спектакль на видеокассете и представить себе не мог, что когда-то окажусь внутри него.

Стопкадр фильма «Один день в Стамбуле», «Централ Партнершип», режиссёр – Авет Оганесян.
– Если говорить про кинокарьеру. Летом ты снимался в российском фильме жанра «фэнтези», который называется «Артефакты» (16+). Расскажи, пожалуйста, как работалось в одном кадре с Еленой Подкаминской, которая известна по сериалу «Кухня» (18+)?
– На самом деле, было очень интересно, ещё на стадии проб. Мне прислали почитать сценарий, а там такой пассаж – «50-летний Толя встречает внука у школы». Думал, что в этом ошибка. Даже размышлял – неужели я так плохо выгляжу? Но всё обернулось продуктивной работой. Между нашими с Еленой Подкаминской героями возникла химия. Мы играем тех людей, у которых были отношения, и при встрече вновь вспыхнули чувства.

Режиссёр и продюсеры сомневались насчёт моей кандидатуры. Всё-таки я моложе по возрасту, не очень понятно – как у меня могут быть семилетние внуки. Но Елена Подкаминская убедила создателей сериала, что я подхожу на эту роль, и у нас с ней есть сыгранность. За этим должно быть интересно наблюдать зрителям.

– Также этим летом ты снимался в медицинском сериале «Отделение» (18+). После опыта в «Женском докторе» (18+) было легче вживаться в новую роль? Всё-таки два сезона по 40 серий, изучение темы, погружение в неё…
– Да, я играл и врача, и главврача, сделал огромное количество операций в «Женском докторе»… Выполнял и разные виды кесарева сечения, и даже внутриутробные пластические операции. Мне казалось, что про роды я знаю уже всё, но в этом случае задача была ещё интереснее – в «Отделении» я играю акушера. Это редкость, т.к. в основном в этой сфере встречаются акушерки. Хотя, готовясь к роли, мы ездили в разные роддома, и в первом же перинатальном центре встретили мужчину-акушера. Я с ним долго беседовал, как раз пытался разобраться – что приводит людей в эту профессию. Мой собеседник хочет стать врачом, он продолжает обучение, плюс этот молодой человек сотрудничал с фондами, помогающими женщинам. И вот за основу истории героя мы взяли биографию этого медика. А когда впервые вошёл в выстроенную декорацию больницы «Отделения», возникла ностальгия по временам «Женского доктора».

– В год 80-летия Победы, безусловно, не могу не спросить про фильм «Дороги Победы» (18+). Как шла работа над образом наркома путей сообщения СССР Ивана Ковалёва? Это человека называли Генералом железных дорог.
– До того, как мне предложили роль, я почти ничего не знал про своего героя, реального исторического деятеля, и его вклад в дело Победы. Я слышал только, что есть такой, что существует орден его имени. Но оказалось, что масштаб его личности сложно переоценить. Это своего рода гроссмейстер, который занимался важнейшими операциями – обеспечивал и наступление войск, и эвакуацию мирного населения. Суть той новеллы, где у меня главная роль – Иван Ковалёв пошёл против решений Кагановича, Сталина и Берии. Иван Владимирович убедил руководство Советского Союза, что нельзя распускать железнодорожные войска, иначе невозможно будет организовать наступление. С нами работали эксперты-историки, которые консультировали съёмочную группу. Например, в одной из сцен сначала появился Сталин, потом эпизод пересняли.

– Хотелось бы подробнее остановиться на проекте «Планетяне» (18+), премьера которого состоялась 22 сентября. Это история про то, как инопланетяне прилетели на Землю, и как они воспринимают нашу действительность. Саспенс интересен. Как работалось в проекте?

Стоп-кадр фильма «Планетяне», ТНТ, режиссёр – Урал Сафин. Фото – пресс-служба ТНТ.
– Это отличная комедия с невероятным составом участников: Максим Лагашкин, Екатерина Стулова, Алексей Розин, Ян Цапник и др. Это люди с огромным опытом, которые очень много работают и очень востребованы. Восхищался их работой на площадке. Стоит отметить, что ещё до выхода многосерийного фильма на экраны проект получил на фестивале премию за «Лучший актёрский ансамбль».
Мне очень интересно работалось на съёмках. Многое в нашем мире инопланетянам кажется необычным и странным. А то и абсурдным. Например, театр – люди ходят по сцене, что-то делают, говорят, а сидящие в зале определённым образом соединяют ладоши, хлопая. А в финале ещё и дарят мёртвые растения – срезанные цветы. Я в ленте играю «принимающую сторону», землянина.

Стоп-кадр фильма «Планетяне», ТНТ, режиссёр – Урал Сафин. Фото – пресс-служба ТНТ.
Кстати, в ноябре к Земле приблизится необычное межгалактической тело 3I/ATLAS. Учёные спорят – это комета или замаскированный корабль внеземной цивилизации. Специалистов удивляет траектория объекта. Если это инопланетяне – будет возможность познакомиться с ними, а сериал станет предвестником, – смеётся Тарас Кузьмин. – А вообще такие произведения очень интересны – они помогают посмотреть на нашу жизнь со стороны.

Стоп-кадр фильма «Планетяне», ТНТ, режиссёр – Урал Сафин. Фото – пресс-служба ТНТ.
– Как впечатление от работы с режиссёром «Планетян» Уралом Сафиным?
– Режиссёр Урал Сафин – молодой, креативный режиссёр, давал много свободы. С ним вместе на площадке придумывали интересные ходы. И сами порой хохотали над нашими придумками. Надеюсь, также весело будет зрителям, которые это посмотрят.

Стоп-кадр фильма «Планетяне», ТНТ, режиссёр – Урал Сафин. Фото – пресс-служба ТНТ.
Также с нами на площадке работали сценаристы Максим Кожаев и Александр Базалеев (третий сценарист – Андрей Смиян), они участвовали в процессе кинопроизводства. Мы с ними дописывали и улучшали, при необходимости, сценарий, дополняя его каким-то шутками. Одно дело – писать юмористические вещи в тишине офиса, а другое – приспосабливать к конкретным обстоятельствам, фактуре актёров и т.д. Удачные моменты рождались прямо в процессе.

Стоп-кадр фильма «Планетяне», ТНТ, режиссёр – Урал Сафин. Фото – пресс-служба ТНТ.
– Тарас, ты с 2021 года возглавляешь региональное отделение Союза театральных деятелей (СТД) России. Какие планы на 2026 год, когда СТД исполнится 150 лет?
– Напомню, что с 2023 года Союз театральных деятелей России возглавляет народный артист РФ Владимир Машков. Владимир Львович активно переформатирует СТД, чтобы он был более заметен в культурной жизни страны и укрепил свои позиции как профессиональный союз.
Буквально недавно я вернулся с арт-форума «Таврида» в Крыму, где участвовал в сессии с названием «Капитаны культуры. Школа руководителей региональных отделений СТД РФ». Мы говорили о развитии Союза театральных деятелей, о совместных проектах, о том, в каком направлении двигаться. В 2026 году через всю страну будут ездить «Театральные поезда» с актёрами разных трупп. Они будут останавливаться в разных городах и играть спектакли. Театральные фестивали будут в Москве, Санкт-Петербурге, надеюсь, что и у нас в Твери.

Тарас Кузьмин на «Тавриде» в Крыму. Фото – пресс-служба СТД РФ.
В этом году во второй раз прошло вручение театральной премии «Хрустальная Вера» (12+). Мероприятие состоялось в Тверском театре кукол, а для пришедших зрителей сыграли спектакль-победитель 2024 года «Маленькие большие женщины» (12+) Тверского театра кукол. Наша задача – объединение творческих людей и развитие всех прекрасных начинаний!
– Спасибо! Удачи во всём!
В финале нашей беседы Тарас Кузьмин отмечает, что он не стал заложником одного типажа. Артист подчёркивает, что получает разноплановые роли, что даёт возможность поддерживать себя в форме и развиваться в разных направлениях.

Напоминаем, что актёр Тарас Кузьмин был также героем проекта «TVERTEAM. Истории успеха» портала Tverigrad.ru. Прочитать этот материал можно по ссылке – Нигилист, гинеколог, Евгений Онегин: как одновременно покорить сердца театралов и домохозяек в декрете.
Для справки
Тарас Кузьмин родился в Твери. Окончил Тверской курс Высшего театрального училища имени Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (2005). Обладатель различных наград, в том числе премии губернатора Тверской области.
В рамках своих проектов поставил спектакли: «ХВАТь» (2014) по Набокову, «#Любовь#Война#Бред» (2015) по мотивам Ионеско, моноспектакль по мотивам пьесы Зюскинда «Контрабас» (2016). В 2019 году на сцене тверского ТЮЗа поставил спектакль «Встреча» по пьесе Натальи Серовой «Кухня с ангелами». Сотрудничает с театром «Квартет И» (Москва). В 2021 году был избран председателем Тверского отделения Союза театральных деятелей России.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти