Лондонский эксперимент на сцене тверского Театра юного зрителя глазами родителя

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Режиссер Вероника Вигг поставила в ТЮЗе детский спектакль «Сны о кошках и мышах», в котором непросто разобраться даже взрослому зрителю.

В пятницу, 16 марта, в Твери на сцене ТЮЗа была сыграна премьера спектакля «Сны о кошках и мышах». Пожалуй, наиболее интересным в этой постановке можно назвать фигуру режиссера – Вероника Вигг из Лондона.

В 2017 году в рамках театрального проекта «ТЮЗ. Lab» англичанка представила эскиз к спектаклю под названием «Мыши. Волшебство». Ее работа была воспринята благосклонно, и в конечном итоге эскиз превратился в полноценный спектакль, поставленный на тверской сцене. Нет сомнений, что процесс репетиций с иностранным режиссером был крайне интересным. Теперь о финальном результате.

Название спектакля-сказки Вероники Вигг «Сны о кошках и мышах» вполне оправдывает указанную в афишах возрастную категорию 6+. Краткое описание также не вызывает подозрений по поводу адресатов постановки: «Спектакль-сновидение по мотивам уэльских сказок и пособиям по воспитанию животных и детей».

«История о детях и взрослых, которые были детьми, которых мало любили и обнимали, но они простили все обиды, о страхах и смелости, о добром и злом. Добро обязательно победит, но не потому, что так принято в сказках, а потому, что абсолютного зла не бывает и добро есть во всех», – гласит официальный анонс тверского ТЮЗа.

История, рассказанная со сцены, действительно незаурядна. Решительно не понимаю, правда, при чем здесь валлийский фольклор, поскольку широко известно, что доблестные кельты предпочитали совсем другие сказки…

Итак, в некоем городе появляется Ведьма. Точнее бывшая домоучительница, которой отказали в работе за отдающие экстремизмом педагогически методы: «Если ребенок не засыпает, переверните его и отшлепайте», «ни в коем случае не целуйте ребенка, когда он проснется, пожмите ему руку» и далее в таком же духе. В итоге дамочка была уволена, но от прежних взглядов на воспитание детей не отказалась.

По прибытии в город Ведьма приказывает плотнику, каменщику и представителям еще ряда профессий в срочном порядке сделать для нее следующее: построить огромный черный дом без окон, изготовить огромную черную кровать, ну и еще, по мелочи. Но, непременно, черное.

На вопрос местного пролетариата, не шутит ли она, дамочка, мерзко ухмыляясь, отвечает тоже вопросом: «А у тебя детишки есть?». После утвердительного ответа с детишками происходят разные неприятности, вплоть до летальных.

Да, чуть не забыл. У Ведьмы есть поющие мыши – два представителя практически вымершего подвида мышей обыкновенных, выкраденные ею по случаю в некоем зоопарке. Зверюшки интересные. Фишка в том, что мышки не просто поют. Если их услышит спящий ребенок, то после этого бедный малыш не просыпается. От слова «совсем».

Дополнительный колорит создают еще несколько героев: семейная пара котов, путем смены деталей костюма играющих роли других персонажей, а также юноша – представитель местного населения, исполняющий роль некоего конферансье. Всего в постановке задействованы 6 взрослых актеров и 8 детей.

Работа лондонского режиссера на тверской сцене – это, разумеется, не творчество Кирилла Серебренникова, отдельные моменты которого шокировали даже много чего повидавший московский бомонд. Заявка на зрительский шок в постановке Вероника Вигг есть, но довольно вялая. Где-то на уровне фильма «Вий» в его классической, советской версии с Леонидом Куравлевым. Но есть одно «но».

Спектакль заявлен как детский. Причем для самых маленьких.

Очевидно, что госпожа Вигг хотела максимально раскрыть свое творческое «я», и это, нужно сказать, у нее получилось. Но с трудом могу представить себе 6-8-летнего ребенка, который понял бы хоть что-то из показанного на сцене.

И уж совсем не могу себе представить современного бесстрашного «мальчиша-кибальчиша», который при этом не испугался бы.

Прекрасно понимаю, что «психоделическое искусство» существует. Более того, у него очень даже много поклонников. Но дети здесь при чем? Тверской театр юного зрителя, если исходить из названия, ориентирован на юную аудиторию.

Впрочем, тверской ТЮЗ уже давно считает себя экспериментальной площадкой. И этим снискал себе славу далеко за пределами собственно Твери. Его репертуар нельзя назвать в полной мере классическим именно для юной аудитории. И это вполне объяснимо – репутация эпатажного театра, на сцене которого возможны самые смелые постановки, привлекательна и вполне актуальна. И в этом смысле сотрудничество с иностранным режиссером – еще один новый и любопытный проект…

И напоследок. Уэльс – название местности и исторической области на острове Великобритания, население там зовется валлийцами. Соответственно и сказки в тех местах «валлийские», а не «уэльские». Так не просто благозвучно, так – правильно.

PS

После премьеры директор ТЮЗа Александр Бахарев в беседе с корреспондентом Tverigrad.ru сказал, что у руководства театра были сомнения по присвоению спектаклю «Сны о кошках и мышах» возрастной градации 6+. «После премьерных спектаклей 16, 17 и 18 марта мы еще раз вернемся к этому вопросу. В том числе будет учтено мнение зрителей, посмотревших постановку. При этом не исключаю возможного пересмотра возрастной градации», – отметил Бахарев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5
0
Фото: tuz-tver.ru
Афиша Культура Социум Театр

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .