«Магистраль до Петербурга – полностью готовый проект»
Государство должно гарантировать инвесторам проекта высокоскоростной железной дороги доходность на уровне 20% на время строительства и 15% – в ходе эксплуатации. Меньшая доходность неинтересна бизнесу, говорит в интервью «Газете.Ru» Денис Муратов, глава «Скоростных магистралей» РЖД.
– Давайте определимся в терминологии. Что значит скоростные дороги, а что считать высокоскоростными?
– Скоростное движение в России – это движение со скоростью до 200 км/ч, высокоскоростное, согласно указу президента от 2010 года, это все, что свыше 200 км/ч. Поэтому терминологически, все, что движется по путям со скоростью выше 200 км/ч, это высокоскоростное движение.
– В мире такой же подход?
– В мире совершенно разное понимание, что такое высокая скорость. В большинстве европейских стран скорость 160-200 км/ч – обычная скорость пассажирского железнодорожного транспорта. Высокоскоростное движение относится уже к движению поездов на уровне 280-300 км/ч.
– Какова экономически эффективная скорость?
– До 320 км/ч. Каждые 10 км/ч значительно увеличивают инвестиции в содержание инфраструктуры. Ведь динамические нагрузки, которые передаются от летящего поезда на путь, огромны. Они повышаются экспоненциально при повышении скорости. Стоимости обслуживания магистралей со скоростью 200-250 км/ч и 320 км/ч – совершенно разные. В Европе поезда ездят в основном на скоростях 280-320 км/ч. 350 км/ч – это уже предел экономически эффективной эксплуатации построенной магистрали.
– А что с частотой движения?
– На ВСМ-1 запланировано отправление поезда каждые 30 минут.
21 пара поездов ежедневно должна курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом к 2032 году. Набор пассажиропотока ведь идет не сразу, постепенно.
– Под высокоскоростные дороги необходима совершенно новая инфраструктура? В России сейчас нет возможности использовать существующие дороги под высокие скорости?
– Абсолютно верно. «Сапсан» между Москвой и Петербургом показывает колоссальный успех скоростного движения, заполняемость поезда более 80%, продукт востребован. Наверное, это самая громкая и самая красивая из всех предоставляемых услуг «РЖД» сейчас.
Но надо понимать, что на этой ветке полностью убрано все грузовое движение – поезда ходят окружным ходом, дистанцией практически в 2 раза больше; есть определенные неудобства для жителей, связанные с тем, что уменьшено количество электропоездов, которые ранее курсировали по направлению «Москва – Петербург» по Октябрьской железной дороге.
Во всем мире исключается совмещение грузового и пассажирского ходов. Для высокоскоростного движения делается отдельная линия, с отдельными требованиями, отдельными системами управления, коммуникациями и, естественно, обслуживанием.
– Выбор в пользу строительства высокоскоростной магистрали «Москва – Петербург» (ВСМ-1) обусловлен теми проблемами, которые возникли на этом направлении после введения «Сапсана»?
– Большинство валового национального продукта будет создаваться в городах мегаполисах, нужно связывать между собой российские центры, проходя через регионы. Два центра – Москва и Санкт-Петербург. По оценкам специалистов, пассажиропоток между ними к 2050 году составит до 10,5 млн человек в год. Всего с 2018 года до 2050 год по ВСМ-1 может быть перевезено свыше 300 млн пассажиров. Вторая точка – Екатеринбург. Пассажиропоток по ВСМ-2 (Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург) мы сейчас просчитываем.
– На какой стадии находится разработка проекта ВСМ-1?
– Это полностью готовый к реализации проект. Понятно, куда мы идем, как проводить тендер, какие документы должны быть сделаны и одобрены. Мы пробурили 2,1 тыс. скважин глубиной 30 метров, сделали биохимию состава почв, провели анализы на зараженность, вынесли трассу в натуру, мы понимаем, где она должна проходить, определили места пересечек – а их более 900 нужно будет убрать – это и низко висящие провода, и проходящие трубопроводы или дороги, которые нужно будет сносить. Мы определили стоимость, которую нужно потратить, чтобы переместить инженерные коммуникации, подготовить территории строительства.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти