Медленно и печально

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Два наиболее часто упоминаемых слова в комментариях под заметками про РЖД – это «распил» и «откат». Не берусь судить, какую роль сыграли распил и откат в судьбе высокоскоростных железных дорог, но то, что бюджетные миллиарды тратились впустую, очевидно и без Счетной палаты.

Как минимум, потому что таких дорог в России нет. В Японии – есть, в Западной Европе – есть, в Китае – есть. Даже в США есть. Говорю «даже», потому что Штаты исторически предпочитают железным дорогам авиацию. Первая и единственная высокоскоростная магистраль в США начала работать только в 2000 году. А в России поезда перевозят пассажиров со скоростью выше 200 км/ч еще с 60-х годов прошлого века. Но только на бумаге и в бюджетных строчках.

Нет смысла перечислять все проекты, не вышедшие за пределы чиновничьих кабинетов, НИИ и КБ. Вот только самый симптоматичный случай. Главное направление страны: Москва – Петербург.

Железную дорогу со скоростью до 350 км/ч между двумя столицами решили создать еще в конце 80-х. В 91-м проект утвердила комиссия Госплана СССР. Несколько месяцев спустя, уже в новой России под проект создали РАО «ВСМ». Пошли бюджетные миллиарды, землеотводы, кредиты от иностранных банков на несколько десятков миллионов долларов, затем – банкротство, а в начале 2000-х уголовное дело «о питерской яме» — котловане у Московского вокзала в Петербурге (говорят, через 2,5 года дело рассыпалось), многолетнее разбирательство в арбитраже…

Это все, что удалось «построить» компании. Долг перед Минфином, налоговой и ВЭБом к 2011-му превысил 1,4 млрд рублей. Первая выплата после заключения мирового соглашения состоялась только в конце мая этого года. «Дочка» РЖД сохранила за собой (и проектом ВСМ) 16,5 км земли при выходе из Петербурга, которые по кадастру оцениваются в 4,5 млрд рублей.

Каким-то чудом выглядит на этом фоне создание прорывного для наших железнодорожников поезда под высокие скорости. Опытный «Сокол» начал испытания в 2001 году. Уже через год он мог выйти на регулярную линию, но не дошел даже до серийного производства. Поставщики комплектующих – Siemens, Bombardier и Alstom – перевели переговоры с деталей на собственные поезда. А РЖД не стали сильно настаивать. Работы по «Соколу» были прекращены.

Читать полностью на gazeta.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Без рубрики

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .