Место преступления: мнение о спектакле «Поединок» в Тверском ТЮЗе
Дело Достоевского продолжает жить на сцене театра.
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» – этот вопрос стал краеугольным камнем романа Достоевского «Преступление и наказание», именно он и всплывает чаще всего при упоминании классика. В Тверском ТЮЗе 8 февраля представили премьеру постановки «Поединок», в которой «схлестнулись» Раскольников и Порфирий Петрович.
Режиссёр Александр Романов решил постановку в минималистичном ключе. Чёрная одежда, полумрак, кроваво-красным светится силуэт убитой старухи процентщицы, сигнальная лента по периметру… Харизматичный, полный энергии и сил актёр Влас Стаппиев, играющий роль Раскольникова, мечется, словно зверь в клетке, в очерченном пространстве.
В то время, как его более опытный коллега Роман Клоков в образе пристава следственных дел Порфирия Петровича, образно говоря, сужает круги над убийцей. Исполнитель будто перенял повадки другого своего героя из детского произведения – Грифа-стервятника. Во всяком случае в один момент было ощущение, что Раскольников будет заклёван.
Режиссёр-постановщик Александр Романов точен в подборе актёров. Влас Стаппиев, окончивший в 2021 году Тверской колледж имени Львова, действительно «напитан» духом студенчества. Когда артист дрожит и кутается в свой пиджак, проникаешься его мастерством, представляя себя студиозуса, который не закрыл сессию и сидит голодным в холодной съёмной квартире.
С одной стороны, кажется, что артист чётко следует задумке режиссёра и не делает ни одного лишнего движения, играя чётко и уверенно. С другой стороны, блеск в глазах говорит о вдохновенной работе, которая полностью захватила Власа. На него приятно смотреть и во время судорожных попыток символично отмыть руки в тазу и в сцене, когда Родион Романович лёжа думает о своей судьбе и мотивах поступков.
Роман Клоков играет роль следователя очень сдержанно. Он открыт и добродушен, произнося каждую фразу с улыбочкой. Но при этом, будто участвую в партии шахмат в поддавки, всё время прерывает сам себя, говорит сдержанно, оставляя недосказанность. Он словно подставляется, заставляя преступника делать необдуманные ходы.
По воле режиссёра перед нами разворачивается весь сюжет «Преступления и наказания», показанный с точки зрения противостояния преступившего закон и определяющего степень вины человека. Раскольников, находясь в прямоугольнике пространства, остаётся один на один с тяжким грузом вины и не может его вынести. Для поединка требуется второй человек. И Порфирий Петрович, словно напарник по спаррингу, даёт возможность убийце облегчить свою душу, проведя несколько «раундов».
Досаждающее глазу движение Порфирия Петровича из его кабинета к месту схватки, когда он перескакивает барьер из красно-белой ленты, физически измучивает и Раскольникова, и зрителей. Но загнанным, «поконченным» человеком остаётся следователь, а получившим шанс на спасение становится преступник. И в финале зрителей ждёт катарсис. Невозможно сдержать слёзы при появлении на сцене робко ступающей, будто светящейся изнутри Сонечки. Актриса Василиса Жигунова смогла пронзительно сыграть на том пятачке монолога, что ей выделили. И понятно, что даже взявший на душу страшный грех человек может получить прощение, полюбив и растворившись в другом. Перефразируя Сартра, не только ад, но и рай – это другие.
Возрастное ограничение – «12+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти