Мир на одной картине: тверские мастера восстановили произведение фламандского живописца
Спустя более 30 лет шедевр вновь доступен для зрителей.
В Тверской картинной галерее впервые показали «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» кисти антверпенского мастера Тобиаса Верхахта. Картина поступила в фонд учреждения в далёком 1990 году. Благодаря кропотливому труду тверских мастеров её удалось отреставрировать, и теперь посетители галереи смогут не только полюбоваться живописью, но и погрузиться в мир эпохи Просвещения.
Тобиас Верхахт успел пожить в XVI и XVII веках. Большую часть молодости потомственный художник из Антверпена пробыл в итальянском городе Флоренция. Впечатления от того периода легли в основу «Горного пейзажа с рекой и жанровыми сценами», гористая местность которого стала плодом фантазии живописца.
15 марта в зале на третьем этаже в башне искусств Тверской картинной галереи было многолюдно. Искусствоведы, общественники, пресса и просто ценители прекрасного пришли посмотреть на отреставрированную работу Тобиаса Верхахта. В выставочном помещении была, конечно, не только одна картина, но также специально подготовленные стенды с информацией о ходе реставрации и о художественных особенностях пейзажа. Также специально настроили освещение зала.
– Прежде чем мастера коснулись кистью этой работы, её долго рассматривали через микроскопы, происходила съёмка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, её освещали со всех сторон. Процесс небыстрый, вдумчивый. Это всё дало понимание, как дальше должна идти реставрационная работа, – подчеркнула директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина.
Живописное наследие Верхахта насчитывает немногим более трёх десятков картин, которые хранятся в разных музеях и галереях мира. Посчастливилось иметь в коллекции полотно и Тверской картинной галерее. В 1990 году созданное на рубеже XVI-XVII веков произведение передал тверскому учреждению культуры в дар петербургский коллекционер по фамилии Серый.
– Сегодня Тверская картинная галерея развивается как современный музейный центр мирового уровня, использует новые формы работы, вносит важный вклад в приобщение нашей молодёжи к искусству, – считает губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Одна из трудностей, с которой столкнулись реставраторы Мария Сахно и Светлана Кузенкова – основой картины служит деревянный щит, состояние которого оставляло желать лучшего. Возможно, вещь хранилась в жаркой, сухой среде. Кроме того, она была покрыта «слоем застарелых загрязнений». Поработать нужно было и с красочным, и с лаковым слоями. Нужно сказать, что тверским экспертам вещь досталась после первой реставрации.
– Когда мы получили результаты технико-технологической экспертизы, которую проводили другие специалисты, мы могли начинать свою работу. Пока шла реставрация дворца, создание постоянной композиции, мы возвращались к реставрации этой картины снова и снова, мы много читали, изучали, т. к. впервые столкнулись в работе с фламандской живописью, – вспоминает реставратор станковой масляной живописи первой категории Светалана Кузенкова.
Мария Сахно и Светлана Кузенкова уже несколько раз проводили реставрацию в тандеме.
Во время работы над Верхахтом укрепили участки, которые могли осыпаться, уложили вздутия грунта. Щели между досками заполнили специальным составом. Также реставраторы удалили плотные слои застарелых загрязнений и восстановили лак в тех местах, где он был повреждён. Места с утраченным красочным слоем тонировали, а в завершении всё покрыли реставрационным лаком.
– Над этой картиной можно размышлять часами. Мы привыкли не всматриваться в произведение, следуя культуре интернета, «клипового мышления», которые приучают к часто сменяющимся изображениям. А эта картина заставляет людей всматриваться, концентрироваться, изучать её, – подчеркнула заведующая реставрационной мастерской Тверской областной картинной галереи Мария Сахно.
Действительно, композиция состоит из разных элементов: батальная сцена, пещера отшельников, придорожный крест, птицы, корабли, кирпичный завод, крестьянки и т. д. Всё это несёт символизм и характеризует жизнь того времени. К примеру, кирпичный завод воспринимался современниками как аллегория одной из природных стихий – огонь. Заложены также тут и «иконографические коды».
Куратором выставки выступила учёный секретарь Тверской областной картинной галереи, кандидат философских наук Мария Шувалова. Она стажировалась на факультете Искусств университета Гронинген в Нидерландах, поэтому личность Тобиаса Верхахта привлекла специалиста.
Выставка картины будет проходить в течение 2 месяцев, а затем она займёт своё место в постоянной экспозиции. Разработали и экскурсии по выставке. 19 марта в 14:00 проведёт лекцию-экскурсию сама Мария Шувалова. В дальнейшем её авторские рассказы о выставке будут проходить каждую пятницу.
Возрастное ограничение – «12+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти