Михаил Опекунов: "Мало кто может победить козла. Знаю это по себе"

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Победитель XI Дельфийских игр в номинации «Сохранение народных традиций» Михаил Опекунов рассказал читателям Tverigrad.ru о том, что помогло ему занять первое место, об атмосфере конкурса и своем отношении к символу города – тверскому козлу.

– Михаил, расскажите о себе.
– Я занимаюсь прикладным творчеством, а именно керамикой. Это очень разноплановое искусство, с его помощью можно выразить все что угодно.

Лепить я начал чуть ли не раньше, чем ходить и говорить, а потому вопрос о выборе направления деятельности в моей жизни не стоял.

Сначала я поступил в Художественную школу им. Серова и учился там 10 лет. Теперь же заканчиваю второй курс Художественного училища им. А.Г. Венецианова.

– Как вы попали на Дельфийские игры» и что включала в себя конкурсная программа?
– Мои работы были показаны региональной комиссии, которая оценивала уровень мастерства, задумку и т. д. Жюри решило, что я достоин выступать за Тверь на Играх. Всего в номинации принимали участие 20 человек из разных городов. Конечно, на конкурсе были представлены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства, и все-таки разнообразие было большим: резьба по дереву, вышивка, батик, ювелирное дело и др. На меня сильное впечатление произвело мастерство парня 17 лет, который занимался резьбой по кости, – он удивительно талантливый.

У меня всегда вызывают восхищение те виды творчества, в которых нельзя ошибаться. Любая неточность при работе с деревом, камнем, костью фатальна, ее уже нельзя исправить.

Здесь необходимо все рассчитывать наперед, а это дорогого стоит. Лепкой из глины помимо меня занимались еще 3 человека, среди них я был самым младшим. Другие ребята были уже выпускниками высших учебных заведений. Вообще все конкурсанты оказались очень сильными соперниками – у них было много опыта, некоторые приезжали на Игры уже второй раз. Конечно, я тоже участвовал в различных выставках, но нельзя сравнивать уровень региональных и общероссийских мероприятий. Поэтому я не слишком рассчитывал на победу, надеялся увезти хотя бы какой-нибудь диплом.

Сам конкурс состоял из двух этапов – домашнее задание и мастер-класс. Все работы должны были быть в русле определенной тематики. В этом году Дельфийские игры проходили под двумя лозунгами: «2012 год – Год российской истории» и «Искусство против наркотиков!». Участники моей номинации очень надеялись на то, что нам достанется именно первая тема.

Мы плохо представляли себе, как можно связать сохранение народных традиций и проблему наркомании.

Нам все же повезло, и мы работали в рамках темы «История как источник моего вдохновения».

– Как показали результаты конкурса, история действительно вас вдохновляет. Расскажите, как пришла идея привезти на первый этап Игр символ нашего города – тверского козла.
– У Твери очень интересный символ – древний, можно даже сказать, овеянный тайной. Никто ведь до сих пор не знает точно, как он появился. В то же время тверского козла незаслуженно оставляют без внимания. Мало кто вникает в этот вопрос, интересуется историей города. Более того, кого-то и вовсе оскорбляет наша символика. Да, есть версия, что изначально слова «тверской козел» носили негативный характер. И все-таки это наша история, наши корни, без которых мы ничто. К тому же козел – это очень сильное, красивое животное.

Мало кто может победить в схватке с козлом, я знаю это по себе (улыбается).

Самое главное – это отношение людей к символу, а слова имеют обыкновение со временем приобретать или утрачивать негативную окраску. Так, например, было с названием “акмеисты”, так же может произойти и с тверским козлом.

В своей работе я попытался основательно подойти к вопросу и узнать традиции нашего города, историю символа. Информацию искал в основном в архивах библиотек, в Интернете, а также обратился за помощью к преподавателю. Безусловно, это не полное воспроизведение народных традиций.

В моей работе получилось смешение стилей и мотивов: за основу я взял дымковскую игрушку, также были отсылки к тверскому фольклору, торжокской игрушке с ее капельками и, конечно, авторское видение.

Именно это переплетение и произвело впечатление на жюри. В данной номинации акцент ставится не только на сохранении народных промыслов, но и их продолжении, в связи с этим планируется даже поменять ее название. Поэтому именно авторское решение играло важную роль в отношении жюри к изделию.

– Что представлял из себя второй этап конкурса?
– Второй этап назывался «Мастер-класс» и заключался в том, что участники готовили изделия прямо на глазах у жюри. Времени, на мой взгляд, было дано крайне мало – 2 дня по 3 часа. Некоторые не смогли уложиться в этот промежуток, и их работы остались незаконченными.

Жюри строго следило за деятельностью конкурсантов: были установлены камеры наблюдения, рядом с нами находились волонтеры.

Все эти меры приняты для того, чтобы никто не смог использовать уже готовое изделие. В этой связи была неприятная ситуация с ребятами, занимающимися росписью по дереву. Их сильно ругали за то, что они привезли уже заранее подготовленные макеты с нарисованным карандашом узором.

Я представил жюри композицию под названием «На привале», посвященную войне 1812 года. Она состоит из 10 достаточно крупных фигурок, изображающих солдат. Один из них рассказывает какую-то историю, другие слушают его. Среди них есть барабанщик, гренадер, пехотинец и даже козел с шапкой Бонапарта на роге. Кстати, последний также очень понравился комиссии, поскольку в этой фигуре содержится отсылка к моей малой родине.

Лично я не представляю, как можно сравнивать глинянные игрушки и, скажем, батик. Поэтому, мне кажется, у жюри был очень тяжелый выбор.

Впрочем, они оценивали не только технику конкурсанта, но и его отношение к работе, к заданной теме, к конкурсу и даже вообще к жизни. Также смотрели на то, как работают ребята – с вдохновением, запалом или же абсолютно равнодушно. Знание истории своего города, темы, в рамках которой работаешь, имело большое значение. Как выяснилось в конце конкурса, одна из представительниц жюри была искусствоведом и соответственно легко определяла уровень знаний участников. Такой экзамен прошли не все. Вообще представители комиссии много с нами общались, причем старались сделать это как можно более непринужденно, как со своими учениками. Стены, которые обычно разделяют конкурсантов и жюри, были практически разрушены.

– Что вы можете сказать по поводу атмосферы на Дельфийских играх?
– Атмосфера была, на мой взгляд, уникальная – на Играх царил дух какого-то концентрированного творчества.

Мне все это почему-то напомнило картины XIX века, на которых изображены кружки революционеров. Все вокруг были поглощены искусством, кто-то читал стихи, кто-то делал наброски, кто-то в холле играл на фортепиано.

Причем на конкурсе было много детей, и их талант просто поражал. Все ребята находились, скажем так, на одной волне, а потому проблем в общении и взаимопонимании не было совершенно. Везде были свои люди. В наше время искусство, к сожалению, не очень популярно, но там как будто попадаешь в другой мир, где, кроме творчества, почти ничего не существует.

– Что значит для вас победа и каковы ваши планы на ближайшее будущее?
– Носить золотую медаль, привезенную со столь важного конкурса, – большая ответственность. Теперь ни в коем случае нельзя ударить в грязь лицом, опуститься ниже той планки, которая была уже взята. Конечно, самый главный конкурс, который ожидает меня в ближайшее время, это сессия.

Затем я планирую закончить свой авторский сервиз в стиле стимпанк под названием «На чаепитии у дровосека».

Можно сказать, буду лепить из глины железо – трубы, заклепки, механизмы. Надеюсь, эта работа будет подтверждением того, что первое место на Дельфийских играх я занял не случайно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 2

Для комментирования Вам необходимо .

subtitle

Требуем фото сервиза! И вообще - человек занимается керамикой, а нам показывают только его портреты в разных ракурсах... ЕГО работы редакция не могла в качестве иллюстраций приаттачить а?

0
0
Светлана Маркина

Фотографий работ, увы, не оказалось даже у мастера.)))))

0
0