МИХАИЛ ПЕТРОВ: "Надо почаще обращать взгляд из столицы на провинцию..."

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

“Надо почаще обращать взгляд из столицы на провинцию. Посмотрите наше несчастное телевидение. Кажется, будто никакой провинции, никакой России не существует… А отличаемся от столиц мы тем, что у нас меньше “скандалов” и “криминалов”, что верим в будущее России”.– Так считает известный российский писатель и издатель, наш земляк М.Г. Петров, учредитель и главный редактор литературно-художественного журнала “Русская провинция”, первый номер которого вышел 20 лет тому назад, а последний – в 2002 году…

В канун не слишком радостного юбилея мы попросили Михаила Григорьевича ответить на несколько вопросов.

– Михаил Григорьевич, минуло 20 лет со дня выхода в свет пилотного номера журнала “Русская провинция”. Как он появился?

– Буду нескромен: инициатива была моя. В конце 1980-х годов я написал ряд статей о провинциальной культуре России, богатстве и разнообразии ее архитектуры, песенного творчества, народного костюма, фольклора – они вызвали большой резонанс в стране. Меня поразил факт, что только в Твери в 1920-е годы издавалось более двадцати журналов!

Но когда я предложил издавать в Твери свой литературный журнал, идея поддержки не получила.

Сказывалась долгая инерция застоя. Писательскую власть в Твери имущим нравилась управляемость издательского и писательского процессов. Им вольно было стоять в очереди в “Московский рабочий”, к которому были прикреплены еще и Рязань, Смоленск, и управлять писателем. И это при всем том, что книгу тогда читали, покупали, тиражи, даже самые скромные, позволяли авторам на эти гонорары жить и творить, а вот сейчас такой поддержки литератор не имеет.

Помощь оказал ответственный секретарь Новгородской писательской организации Борис Романов. Узнав о провалившейся попытке создать литературно-художественный журнал в Твери, он предложил создать его в Новгороде. Шел 1990 год. Мы прошлись с ним по начальству, везде нам обещали поддержку. Но в 1991 году все осложнилось, стало не до литературы. Журнал мы с горем пополам зарегистрировали, но финансирование нам никак не открывали. Честно говоря, я уже хотел уезжать домой.

Помог, как часто бывает, человек со стороны.

Председатель Новгородского радиокомитета, писатель Виктор Смирнов знал меня как собирателя рецептов народной медицины (я похвастался как-то перед ним толстой рукописью), заманил однажды к себе в кабинет и предложил издать эти рецепты отдельной книжкой, книгу продать, а на вырученные деньги начать издавать журнал. При одном условии: деньги от реализации книги за бумагу и полиграфию отдать в первую очередь.

Его ли это была идея, или родилась она у начальства, а он только озвучил ее, но я согласился. Книгу “Домашний лазарет, или 500 рецептов народной медицины” мы напечатали тиражом 100 тысяч экземпляров и менее чем за год его реализовали. Средств хватило и на бумагу, и на полиграфию, мы сняли офис для редакции, купили мебель, компьютер, стали платить гонорары. А к концу 1991 года вышел в свет первый номер журнала с напутственным словом Валентина Распутина. Идея провинциального литературного журнала, собирателя культурных традиций русской провинции, его очень грела.

– Каковы были направленность и стратегия журнала, периодичность и распространение?

– Направленность журнала – сохранение культуры провинции, ее самобытности. Создавали журнал для семейного чтения, который бы объединил творческую интеллигенцию: писателей, художников, краеведов – людей, понимающих свое прошлое и устремленных в будущее. Мы видели, что власть, которая приходила на смену старой власти, опиралась на худшее в человеке: на корыстолюбие, жестокость, эгоизм. Ее мало волновало возрождение культуры.

Выходил журнал четыре раза в год. Поначалу распространяли его через книжные магазины и киоски “Союзпечати”. Никакой подписки, конечно, не было. Но с 1993 года нас уже выписывали. И хотя тираж упал с десяти тысяч экземпляров до пяти, а потом и до трех, выписывали журнал и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале, и на Кубани. Журнал покупали туристы Новгорода и Москвы: немцы, американцы, русские эмигранты первой волны из Австралии, Франции, США. Они и писали в журнал – мы их печатали. Мы опубликовали главы из повести малоизвестной эмигрантской писательницы Марии Абаза “Тучка золотая”, очерк о депутате первой российской Государственной думы Н.А. Елачиче – вскоре нашелся его внук в Париже… Да разве одной Твери был интересен очерк о великом русском школьном учителе, любимце Л. Н. Толстого и К. П. Победоносцева – С. А. Рачинском, которого каждый из нас помнил по репродукциям картины Н.П. Богданова-Бельского “Устный счет в сельской школе”?

А с 1997 года “Русская провинция” стала всероссийским журналом.

У нас было до полутора тысяч подписчиков, включая Тверскую, Псковскую и Новгородскую области. Кажется, не так и много. Но если принять во внимание, что в эти годы закрылись такие известные журналы, как “Сибирские огни”, уменьшились до тысячи экземпляров тиражи “Севера”, “Волги”, то наш тираж был не таким уж и маленьким. Главное, тираж рос, вселял надежду… Провинция мечтала тогда о возвращении в музеи и галереи увезенных в Москву и Ленинград культурных ценностей, о возможности издавать свои книги и журналы, о развитии краеведения как части народного хозяйства, о возбуждении в сердце человека деятельной любви к своей малой родине. Боже, какими мы были наивными!..

За 20 лет в Твери не издано ни одного альбома Венецианова и Сороки, Богданова-Бельского и Самохвалова, осташковских художников XVIII-XIX веков, ни одной книги Салтыкова-Щедрина, Клычкова, Никифорова-Волгина, Лажечникова, Владимира Соколова, Курочкина, Крылова!.. Всех не перечесть. О великих русских художниках, которые писали тверскую землю, о мировом художественном явлении, на которое огромное влияние оказал тверской пейзаж, уж и говорить не приходится – тут нас просто не стояло.

– Кто из наиболее известных писателей сотрудничал с журналом, был его автором?

– Напутственное слово наши читатели услышали от Валентина Распутина, Савелия Ямщикова, Василия Белова, Михаила Антонова, писателей, искусствоведов, публицистов, известных не только в России. Добрую роль, на мой взгляд, сыграла и беседа с сербским поэтом Зораном Костичем, опубликованная в №1 за 1993 год. У нас печатались Д. Балашов и В. Белов, А. Солженицын и Г. Горышин, Г. Горбовский и Ю. Красавин. И, конечно, наши тверские: Ю. Козлов, К. Рябенький, А. Гевелинг, В. Львов, В. Соловьев, В. Кириллов, В. Воробьев, художники Г. Клюшин, Н. Дочкин, Б. Федоров, В. Солодов, наши краеведы, историки, критики.

Журнал сыграл роль объединительную, в его редколлегию входили известный писатель Д. Балашов, критик В. Курбатов, писатели А. Бологов, Ю. Красавин. Он был школой для начинающих и молодых авторов.

Многие дебютанты журнала стали вскоре членами СП России, лауреатами престижных литературных премий. Мы открывали имена, неизвестные в литературном мире: краеведа и философа Н. Ласточкина из села Рютино Бологовского района, поэта Алексея Мальцева – плотника из села Летнево Рамешковского района, художника В. Маслова, написавшего интересный автобиографический роман, геологоразведчика Б. Морозова из Кимр, журналиста из Дубны В. Лихачева, ставшего известным романистом… Более 700 авторов, всех не перечислить.

Приведу строки из статьи о журнале из “Независимой газеты”: “Удивляет не то, что в “Русской провинции” можно встретить Василия Белова или Глеба Горбовского, удивляют такие, как Инна Собакина. А откройте “Историю села Рютино” Н. Ласточкина. Как будто обычный краеведческий очерк, но нет-нет – и вдруг почувствуешь особый глаз… Краеведение с биографией. Традиция! Вспомнишь и Арсеньева, и Пришвина, и Афанасия Никитина… Ее, Русской провинции голос, может изменить всю литературную ситуацию”. А ведь мы проводили Всероссийские поэтические конкурсы, конкурс “История моей семьи”, выступали с устными выпусками журнала в Москве в ЦДРИ, ЦДЛ, Литературном институте им. Горького, в Доме ученых, картинной галерее “Синергия”, в библиотеках Твери и области.

– Кто помогал в финансировании журнала?

– Это самый тяжелый вопрос. Не “кто помогал”, а у кого удавалось выпросить медный грошик, чтобы заплатить за бумагу, за аренду, полиграфические услуги. Наши учредители, писательские организации Новгорода, Твери и Пскова, не имели возможности помогать, сами сидели на дотациях от властей.

А власти отмахивались, ограничивались мелкими подачками.

Журнал ведь и штата не имел. Деньги на аренду, зарплаты техническим сотрудникам, гонорары (мы платили гонорар до дефолта 1998 года) мы зарабатывали книгоиздательством. Не могу не вспомнить самоотверженности сотрудников журнала Л. Ковалевой, С. Литягиной, К. Рябенького, художника Игоря Гусева, который превратил серый по оформлению журнал в журнал, о котором “Литературная газета” писала как об “изумительно красивом современном журнале, по-настоящему авангардном”. А бескорыстно помог один человек – Александр Исаевич Солженицын. Благодаря ему мы получали некоторую передышку от поиска средств, унизительного хождения по кабинетам властей предержащих, испытывая, как писал Пушкин, «подлость во всех поджилках»…

– А кто был противником издания журнала?

– Были и скептики, и противники журнала – и среди писателей, и в среде чиновников.

Кому-то не нравилось слово “провинция” в названии, кому-то – слово “русская”.

Помню, губернатор Новгородской области Прусак отказался помогать журналу с таким названием: “Была бы “Отечественная провинция”, можно б помочь…” Но когда журнал набрал вес, когда о нем появились статьи и рецензии в газетах и журналах самых разных направлений – от “Литературной газеты” до газеты “Завтра”, когда журнал поддержали А.И. Солженицын и В.И. Белов, В.Г. Распутин и С.В. Ямщиков – тогда понесли свои рукописи в журнал и скептики, и противники, а чиновники раскошелились. Правда, не надолго.

Пока чиновники еще не прикипели к креслам и должностям – помогали, боясь осуждения со стороны художника. А когда голос писателя потонул в лае желтой прессы, дверь в администрацию для нас захлопнулась. Это случилось при Пищулиной и Хасаинове…

– И, наконец, последний вопрос: кто погубил журнал?

– На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать. Я из тех, кто берет ответственность на себя. Журнал “Русская провинция” закрылся из-за хронического недофинансирования своими учредителями, из-за затянувшегося периода ожидания нами перемен к лучшему. В условиях, в которых журнал выживал, средств учредителей хватало только на покрытие аренды помещения журнала, на почтовые и другие мелкие расходы.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал отказ Законодательного собрания включить смету журнала “Русская провинция” в областной бюджет.

Наверное, можно было бы выкрутиться из ситуации, когда Законодательное собрание выделило нам на год сумму, которая не покрывала годовой арендной платы комнатки в Доме печати. Но уже не хватало сил тянуть этот воз.

И может, прав был бывший директор издательства “Книжный клуб” Александр Душенков? Когда закрывалось его издательство, он сказал мне: “Ничего, Михаил Петров, скоро закроешься и ты. У литературных журналов нет будущего… Деньги правят…”.

Как не хотелось тогда в это верить! Но он оказался прав…

Журнал “Русская провинция” не выходит уже 9 лет, а письма и рукописи приходили на наш старый адрес целых семь лет после его закрытия…

Но ведь журнал жив. Спросите в библиотеке: какой журнал берут студенты чаще всего для своих курсовых, для чтения? И вам ответят: “Русскую провинцию”. Многие экземпляры уже поистрепались так, что требуют замены. А замены нет. Свет потухшего журнала доходит и до наших дней…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 9

Для комментирования Вам необходимо .

Ольга

Хорошая статья, только не верится, что что-то изменится. По собственным впечатлениям, литературу низвели до уровня полиграфии, и печатается только то, за что платится, как листовки или рекламные буклеты

0
0
    Дядя Паша

    Это да. В мире, где правит только бабло, ничего хорошего ждать не приходится.

    0
    0
      Alex

      Там, где бабло правит и побеждает, добиться можно многого

      0
      0
Лия Корсакова

Михаил Григорьевич! Поздравляю с замечательным интервью... Все-таки, правда, были не худшие тогда времена! Я до сих пор хвастаюсь, что имела честь работать с Вами...
Собирались ведь встретиться!..

0
0
subtitle

Давно пора перевести проект "Русская провинция" в формат сайта!

0
0
    Марина Ахатина

    поддерживаю! давайте организуйте литературную страничку под руководством М.Г.Петрова!

    0
    0
Alex

Работал с Михаилом Григорьевичем еще в "Смене". Талантливый, замечательный человек. А журнал его достоит высших похвал! Как бы его возродить???? Где денег взять???

0
0
ale-ku

О времени работы с Михаилом Григорьевичем остались только самые лучшие воспоминания. Жалко было, что журнал закрылся.

0
0
Марина

В памяти живут самые светлые и приятные воспоминания о моем общении с Михаилом Григорьевичем во времена сотрудничества в журнале "Русская провинция". Храню его номера, в особенности дорожу последним, историческим - за 2002 год. И очень-очень жаль, что миром правят деньги...
Дорогой Михаил Григорьевич! Хочу пожелать Вам здоровья и удачи!
И - чем черт не шутит? - возрождения "Русской провинции"!

0
0