Молчание ребят: тверские психолог и правозащитник рассказали, что делать с травлей в школе
Детский буллинг может носить массовый характер. Но даже если от него страдает только один ребёнок в учебном заведении, это уже повод начать быстро реагировать.
Травля в школе. Это словосочетание вызывает мурашки по коже даже у взрослых людей, которые когда-то столкнулись с этим лично. Ощущение абсолютной беспомощности – именно то, что испытывает ребёнок, которой стал объектом издевательств, или, как сейчас принято говорить, жертвой буллинга. Между этими терминами различий нет, они описывают одно и то же явление.
Детская травля бывает сильной и изощрённой. Агрессор выделяет того, кто не подходит под общую массу, кто выглядит как-то не так по мнению агрессора. Именно в этой ситуации не стоит думать «это же дети, ничего страшного не случится». Долгосрочное нахождение ребёнка под таким давлением со стороны сверстников может привести к очень плачевным последствиям для его психики. Но зачастую родители теряются и не знают, чем помочь, когда ребенок заявляет о травле в школе.
Как с этим справиться, рассказывает тверской практикующий психолог Марина Гурбина:
-Жертвой может стать любой ребенок, который по какой-то причине привлек внимание агрессора. Это может быть так называемый «ботаник» или просто какой-то скромный, застенчивый человек.
А вот агрессором чаще всего выступает ребёнок, имеющий определенные психологические проблемы. Либо это маленький человек, которому не уделяют внимание и которого не слышат, либо ребенок, который растёт в семье с агрессивным взрослым.
И в том и в другом случае такой человек, выступая обидчиком, пытается компенсировать негативные эмоции или почувствовать свою силу. Агрессору важна реакция и ощущение того, что жертва его боится. А вот сама жертва может даже стесняться того, что стала объектом травли.
-Заметить, что с ребенком что-то не так, может любой родитель, который любит и понимает своё чадо. Если у ребенка постоянно нет настроения, если он выглядит бледным, расстроенным на протяжении долгого периода времени, стоит насторожиться, – объясняет психолог. – Но в первую очередь, это должен быть разговор на равных. Это не должен быть допрос или нажим. Спросите, хочет ли ребенок поговорить, что происходит, как дела в школе.
Иногда дети могут бояться рассказывать родителям о таких неприятных аспектах в их жизни. Они пугаются того, что самые близкие их осудят или наругают. Делать этого ни в коем случае нельзя. Важно выслушать своего ребёнка и понять, что именно он чувствует и что именно происходит в то время, когда он остаётся в стенах учебного заведения.
Далее родители уже должны действовать по обстоятельствам. Если конфликт только зарождается и ещё есть возможность прекратить это самостоятельно, то лучше посоветовать ребенку переключиться на свои сильные стороны. Чтобы он был увереннее в себе и в какой-то момент мог ответить обидчику.
Ещё один вариант – в ответ на оскорбления или какие-то едкие замечания задать обидчику совершенно внезапный вопрос, никак не относящийся к теме. В такие моменты обидчик будет обескуражен и, вероятнее всего, получив непредсказуемую реакцию несколько раз, отстанет.
-Если такой метод не помогает, родители могут поговорить с классным руководителем. Всё же это человек, который знает класс, который может понять, какие меры можно предложить родителям в качестве вариантов решения проблемы. Обращайтесь в администрацию школы и в компетентные органы, если с конфликтом не получается разобраться внутри класса, – рассказывает Марина Гурбина.
Но в какие-то моменты конфликт может зайти слишком далеко. И справиться с ним может далеко не каждый ребенок. Не следует забывать, что дети мыслят совершенно по-другому и незначительные для нас, взрослых, проблемы кажутся им трагедией из-за того, что они с таким никогда не сталкивались.
-Если прекратить травлю не получается на уровне разговоров, то нужно обращаться в администрацию школы, – объясняет детский правозащитник по Тверской области Лариса Мосолыгина. – Руководство должно инициировать работу школьной службы примирения.
О существовании этой службы знают единицы. А тем временем она очень важна для школьной жизни и имеется в каждом учебном заведении. Её суть состоит в том, что школьные работники выступают в роли дипломатов и мотивируют детей самостоятельно решить конфликт. При этом далеко не всегда родители участвуют в этом процессе.
-Задача этой службы – сделать так, чтобы обидчик сам понял, что был не прав, и пошёл на примирение, чтобы он проявил себя в этом вопросе, – рассказывает правозащитник.
Однако, зачастую в школах существует ещё одна проблема – педсостав не умеет разрешать такие конфликтные ситуации и не пытается учиться. Потому что от руководства может идти распоряжение не портить имидж учебного заведения и всячески избегать разборок. Но погашенный и неликвидированный конфликт в какой-то момент может вспыхнуть с новой силой и приобрести массовый характер.
Бывает ещё одна ужасная ситуация: родители не слышат ребенка и не пытаются ему помочь. Это часть уже для тебя, наш юный читатель. Если ты не чувствуешь себя в безопасности в школе, а мама и папа по какой-то причине заняты, обратись к тому взрослому, которому доверяешь. Это может быть тренер, бабушка, дядя или любимый преподаватель, например, из художественной школы. Позвони по телефону 8-4822-35-05-02 (телефон детского правозащитника) или напиши Ларисе Анатольевне Вконтакте.
Не молчи. Все проблемы решаемы. Главное – найти поддержку.
КОММЕНТАРИИ 13 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Так и не секрет же, что сейчас уже с детского сада в общих группах есть детки с отклонениями.
А у нас каждый воспитатель/учитель психолог?
И ведь такого ребенка будут тянуть до последнего, замыливая проблемы, им создаваемые.
Конечно, им надо помогать. Чтобы адаптация была и прочее.
Но.
Какого чёрта за счёт искажения сознания других детей?
Опять эти откровенно идиотские советы всяких психологинь! И года в год пишут про какую то любовь ивсякие сопли. Сосредотачиваться надо не на сильных сторонах,а чтобы хорошо поставить удар (и мальчикам и девочка) и открыто показать как куда ичем бить. Интеллигентные люди на кулаках не выясняют -интеллигентные люди бьют так чтобы наповал. Ребенку надо помочь защищать себя. Мир жесток. К классному руководителю лучше не ходить у них свои проблемы к тому же классный может участвовать в травле и будет хуже. Если ребенок пойдет жаловаться то ябед не любят.
Важно внушить ребенку что чтобы ни случилось родитель всегда будет на его стороне
До 14 лет его не посадят в тюрьму И из школы не выгонят чем бы не грозили учителя .За то если угрожает учитель или заставляет делать что то странное надо немедленно об этом рассказать родителям. детям постарше надо объяснять ,что учителя тоже бывают глупы,а также что говорить если припрет и чего боятся всякие тети чиновницы. Например,если подрался в школе можно сказать что подражаешь достижениям великого дзюдоиста такого то 🙂 у всяких теть обычно заваливается язык от страха и выпучиваются глазки вариантов много
Потом такой ребенок вырастает с установками из школы - "мир жесток", "бей первым", " ударишь-будут уважать", "бей своих чтобы чужие боялись", "добро с кулаками", "если бьешь то наповал", "что бы не случилось, чтобы ты не сделал, папа/мама на твоей стороне", "у закона есть лазейки - пользуйся законом в своих интересах - до 14 не осудят", и его установки остаются прежними но к ним добавляются новые - "мир враждебен", "кругом враги", "нас ненавидят и хотят уничтожить", "победителя не судят", "мы всегда против, но нас всегда вынуждают", "пути господни неисповедимы, на все воля божья, а значит за нами правда". Рожает детей. Круг замкнулся. Так и фаталистом не долго стать, все предначертано, охотник всегда остаётся охотником, а жертва навсегда будет воспроизводится в жертву. С исторической точки зрения как считаете наша страна это охотник или жертва?
Если воспитывать воина, он вырастет и будет искать....а как вы думаете что он будет искать, если он воин то в чем его смысл?
У самурая нет цели только путь. И его надо пройти несмотря ни на что. Установки скорректируются с возрастом, А для того чтобы было больше позитивного надо менять среду обитания. К сожалению, это не всегда возможно. Апельсинки не растут среди осинки
Самураи один раз получили по ушам (дважды в разных городах), именно за свою категоричность, бескомпромиссность и безрассудное упрямство, теперь они дружат со своим врагом и предпочитают не вспоминать и замалчивать факт того что когда-то готовы были идти на смерть ради своего императора. Не хочется повторять опыт самураев. Пусть самураям останется самураево.
Самураи не дружат. Они соблюдают формальную сторону вежливости. На востоке вообще понятие дружбы в нашем понимании нет. Там всегда можно ожидать нож в спину.
А смысл описан издавна, и разными людьми, для примера вот Михаилом Лермонтовым, в стихотворении «Парус», 1832 год.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Это ли не подтверждение что мир изменчив. Прошлое всегда проигрывает будущему. Сегодня ты ссыльный на Кавказ, а завтра великий русский поэт))
У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!"
"Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу",- думает старушка
Но не всем же быть поэтами. И потом то что он великий поэт при жизни ему мало помогло. Да и для других это не гарантия что станешь великим в будущем. А для детей,которые в школе это вообще древность,если еще и травля они учить стихи точно не будут
Надо не с ТРАВЛЕЙ что-то делать, а с учениками, которые занимаются травлей. Есть спец.школы для таких отморозков
К сожалению,есть одно ,но По современному законодательству в спецшколу можно попасть только за совершение тяжкого преступления(если один школьник умышленно прибьет другого. Совсем.) законодатели запретили отчислять детей общее среднее образовыание у нас типа гарантируется. Все современные случаи когда учащейся уходит из школы- это объясняется давлением на родителей и притеснением учеников(да,администрация тоже занимается зачастую травлей) и пишется заявление об уходе типа добровольно. Часто это становится предметом торга между родителями или администрацией( зачем портить аттестат) В тех немногих случаях.когда родители отказывались администрация ничего сделать не могла и кроме истерик педсовета ничего не было
Невозможность отчисления это и хорошо и плохо.
Плохо что хулигана до 9 класса нельзя отчислить по факту( для этого нужно чтобы он как минимум кого то убил ). Хорошо в том что если это не особо тяжелый случай на угрозы отчисления по надуманным поводам можно не обращать внимания