Музей гвоздарей: неожиданный герой тверской истории
Под Тверью уже семь лет сохраняют историю необычного промысла.
В Михайловском сельском поселении, что под Тверью, действует необычный культурный очаг – «Музей гвоздарей». Его создатель – журналист и краевед с 20-летним стажем работы в архивах Москвы и Твери Александр Дылевский отмечает: это не просто музей.

— Мы – не просто культурная точка, а хотим быть драйвером развития территории, – говорит он.
Главный герой музея — неожиданный. Гвоздарь. Казалось бы, ну что в нем особенного: человек с молотом, который делает гвозди? Но для Михайловского поселения это – основа аутентичности: здесь на протяжении полутора-двух веков бурно развивался гвоздарный промысел, формируя на территории все — экономику, культуру, быт, обычаи и традиции. В то время в этом производстве было занято около 3 тысяч человек! Жили они замкнуто, почти не контактируя с внешним миром. Вся их жизнь вращалась вокруг наковальни и молота.

— Когда стал копаться в архивных документах, понял, какой это глубокий пласт потрясающей истории гвоздарей. Это не модная придумка, а настоящая история, которая лежит под ногами. Мы стали ее «доставать» – изучать, спрашивать у старожил, выставлять фото найденных предметов в интернете. Произошло чудо. У местных пожилых жителей стали оживать воспоминания, всплывать важные детали. Название музея родилось само собой. Хотя его экспозиция гораздо шире – это, скорее, летопись всей жизни поселения. Мы многое узнали о судьбах кузнецов, как они работали, какой у них был быт. А труд у них был тяжелый, по 16-18 часов в таких вот небольших кузнях-землянках, хотя они и носили громкое название «завод». И таких «заводов», оказалось, было разбросано порядка 500 вдоль реки. Причем, гвозди ковали разных размеров и в промышленных масштабах: отсюда, из небольшого поселения, они шли по всей Российской империи. В наши дни от этого большого производства остались лишь разбросанные по деревням кузнечные камни с характерными выемками, — рассказывает Александр Дылевский.

Интересно, что создатель музея сам родом из Твери, с семьей в деревню переехал в 2013 году. Говорит, что это было авантюрой: ехал мимо деревни, увидел объявление о продаже старого дома и … купил его. Первая зима была стрессом: въехали в новое жилье осенью, дом без ремонта, новые хозяева были не подготовлены к деревенской жизни.
— Люди здесь оказались удивительными, замечательными, хотя поначалу и поглядывали на нас с опаской, — говорит Александр. – Но отношение изменилось, когда мы начали создавать музей.
Они стали сами приносить вещи, как будто делегировали то, что годами хранилось на чердаках как ценное. Так формировалась коллекция, которая на 99% состоит из местных предметов.

Сначала их просто складывали, потом сделали небольшую экспозицию. Музею удалось «поселиться» в старинное здание торговой лавки конца XIX – начала XX века, чудом сохранившейся. Своими силами его отремонтировали. Теперь здесь, под старыми кирпичными сводами, разместились экспозиции, хотя и только малая их часть. Всего музей насчитывает 2,5 тысяч экспонатов.

Каждый – не безмолвный артефакт, а с историей конкретного человека или семьи. Вот тяжелые наковальни разных размеров. Они чудом уцелели, потому что до недавнего времени использовались в хозяйстве: на них отбивали косы.
А вот потрясающий свадебный костюм 1930-х годов, переданный потомками рода Сергановых из деревни Яковлево. Редкий случай, когда наряд сохранился полностью.

А это деревянные сани. С виду обычные. Новые хозяева дома, которые их принесли, рассказали историю семьи Крупновых: детские сани сделал отец для маленького сына перед уходом на фронт, с войны он не вернулся. Сохранилась фотография сына и отца.

Особая гордость — наследие фотографа Ивана Дмитриевича Тюркина, работавшего здесь в 1920-1940-х годах. Более четырехсот стеклянных негативов с изображениями местных жителей села Васильевского сняли с чердака. Казалось бы, какая связь между гвоздарями и местным фотографом?
— С точки зрения этнографии и истории – это потрясающий пласт, – восхищается Александр. – Он высвечивает конкретное время и конкретных людей. Кто-то из них трудился на этих самых «заводах» и был гвоздарем. Негативы многие были в плачевном состоянии. Но мы их отсканировали и фото выложили в сеть (кстати, информацию об этом размещена на сайте музея в ВК). Отклик был ошеломляющим. Люди опознавали своих родных – по лицу, осанке и даже по ушам! Удалось идентифицировать уже 250 человек. Фотографии Тюркина – не просто фиксация реальности, а искусство. Специалисты, с которыми мы консультировались, отметили: это не стандартный деревенский мастер. В его работах чувствуется талант, умение работать со светом, композицией. Фотографии для нас становятся, порой, и загадкой, и открытием. Например, у многих людей на фото – наручные часы, они их даже нарочито выпячивают. В 20-ые годы они считались признаком достатка, потому их с гордостью демонстрировали.

А на этом фото Егор Лепашов с тростью. Специалисты подсказали: это не просто трость, а тростка — боевая палка, распространенная в Тверской губернии. На ней вырезанные зарубки в виде шашечек, линий, которые рассказывают о выигранных боях.
Вот мужчины позируют с топором, огурцом и гармонью. Оказалось, что здесь зашифровано символичное послание: хорошо поработали, хорошо отдохнули и поели. Есть фото самого Тюркина, его жены, погибшего на войне сына, дочери. Они тоже часть этой истории. Его можно назвать «гением места», который также невольно сформировал и запечатлел его аутентичность, — поясняет руководитель необычного музея.

Кстати, многочисленные фотографии, которые размещены на одной из стен музея, в будущем войдут в альбом, который планируется издать на полученный в конце 2024 года грант Президентского фонда культурных инициатив (есть и другие интересные «фишечки», связанные с фотографиями, но пока их раскрывать не будем).
Потрясающие истории рассказывают и другие экспонаты. Вот церковная книга 1860-х годов с дарственной надписью в Васильевский храм, она нашлась аж… в Мурманской области. Александр предполагает, что она в свое время была спрятана, хранилась где-нибудь в укромном месте в доме одного из местных жителей. Затем его потомок, работник АЭС, увез ее на север, где хранил. Когда он умер, книгу обнаружили дети, прочитали надпись, нашли в интернете музей и связались с Александром, а после сами ее привезли сюда, чтобы передать в музей.
Но, пожалуй, самая пронзительная история связана с внешне неприметной иконой Спасителя XIX века, которую тоже нашли на чердаке среди забытых вещей и передала в музей семья Бурцевых. Эта икона имеет особенность: на ней обнаружили табличку с дарственной надписью 1898 года благочинному Федору Семеновичу Протопопову.

Благодаря архивным записям Александр установил, что сюда, в село Михайловское, Федор Семенович приехал молодым батюшкой после семинарии. И ему было суждено стать еще одним «гением места», который спасал детей. Когда гвозди стали дешеветь, семьи вовлекали в каторжный труд всех, чтобы выжить, в том числе и детей. Увидев, как в душных темных кузницах они массово трудятся, молодой священник забил тревогу. Кузнецы ведь часто болели туберкулезом, а дети повторяли судьбу родителей в беспросветной работе.

Протопопов открыл несколько школ, пытаясь вырвать детей из кузниц. Нет даже фотографии Протопопова, хотя о нем известно очень много, не было его личных вещей. А эта икона – единственная вещь, которую он держал в руках. Для музея она имеет невероятную ценность: икона вернулась домой.
Экспозиция рассказывает не только о гвоздарях (их быте, инструментах, технологии), но и о других страницах истории: есть зал политических репрессий, материалы о войне, унесшей жизни многих местных жителей.

После семи лет становления и развития музей сегодня представляет собой четыре зала со своей тематикой, разной, но дополняющей друг друга. Сюда приходят и трехлетки из детского сада, и взрослые. Музей позиционирует себя как общественное пространство – здесь проводят мастер-классы, показывают фильмы. Приезжают туристы, коллеги перенимают опыт. Александр же тем временем работает над большой книгой-монографией об истории поселения с XVI века.
— Мы не турточка, не стремимся в путеводители, – говорит Александр. – Экскурсии проводим по запросу, «конвейера» нет. Сейчас это, скорее, хобби и состояние души. Но мы гордимся, что мотивируем людей исследовать свои семьи. Им становится интересно. Ведь музей – это не только экспонаты за стеклом. Это, прежде всего, исследовательская краеведческая работа. Нематериальные истории в виде знаний и материальные в виде вещей неразрывно связаны.
Читайте также: В Тверской области создадут музей Селигерского края. Музей расположат в Ольгинском женском монастыре на истоке Волги.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти