Музей нараспашку
Увидеть то, что прятали 150 лет. Впервые за всю историю Тверской картинной галереи рядовые посетители смогли узнать, какие тайны скрывают ее фонды.
В запасниках, куда вход заказан даже сотрудникам, побывал корреспондент Tverigrad.ru.
Икона XVI века, работы Рембрандта и Бенуа, подарки французского короля и оригиналы тех скульптур, о которых тверичане даже не догадываются. Все это лишь сотая часть того, что удалось увидеть в рамках акции «Сохранять – не значит прятать».
Обычно экскурсия для посетителей Тверской картинной галереи заканчивается в её залах. Но не в этот раз: галерея открывает двери в святая святых – свои сокровенные фонды. Здесь представлены работы, которые раньше могли увидеть разве что их авторы и специалисты. Но в рамках акции «Сохранять – не значит прятать» двери открываются.
Офорты Рембрандта, работы Бенуа, Репина перемежаются с современными фотографиями. Есть уникальные, никогда ранее не выставлявшиеся картины. Например, «3D-охота», как ее в шутку называют музейщики, кисти Орловского.
Чтобы прекрасное оставалось вечным, в мастерской у реставраторов по полгода уходит на кропотливое восстановление небольшой картины или иконы. Слой за слоем работа преображается: каждый реставратор должен быть химиком, физиком и художником в одном лице. В XXI веке мастера используют технологию «латания дыр», которой 300 лет: для картин вручную варят осетровый клей с характерным запахом. Сейчас вплотную идет работа над новой экспозицией, которая откроется в Императорском дворце.
То, чего посетители галереи нигде больше не смогут увидеть, хранится в фонде редких изданий. Например, рукописное Евангелие XIV века или подарок французского короля тверским князьям Куракиным – 12-томное издание Пьера Корнеля 1764 года, на котором есть золотая надпись «подарок короля».
Настоящая машина времени, в которой можно путешествовать из XVI в XXI век, находится в хранилище мебели, скульптуры и декоративно-прикладного творчества. Здесь есть оригинал памятника Марксу, который установлен рядом с Городским садом. Его разбили в 1991 году, и сотрудники Тверской картинной галереи собрали его буквально по кусочкам.
Здесь же находится одна из древних икон XVI века «Одигитрия», которая очень редко выставляется. Гордость Тверской галереи – коллекция «кузнецовского фаянса и фарфора», 13 тысяч единиц. Это крупнейшее в России собрание. Самый “секретный” и “дорогой” – отдел живописи. Стоимость работ, которые хранятся в здешних стеллажах, сложно переоценить.
Музейные сотрудники в белых перчатках волнуются: они войдут в историю, ведь тверские фонды открылись впервые почти за 150-летнюю историю коллекции. Акция «Сохранять – не значит прятать» проходит всего неделю в рамках Года культуры, и попасть на экскурсию уже невозможно, все посещения фондов расписаны. Однако в картинной галерее уверяют, что это было не последнее открытие в этом году.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Естественный вопрос - а почему Рембрандта нет в постоянной экспозиции или хотя бы на короткой выставке? Состояние совсем плохое, что и показывать нечего? Или это из трофеев, которые "светить" нельзя?
А Вы уверены, что они подлинные? Рембрандт, Бенуа? Куюкина не тянет на роль хранительницы.