Нонконформизм в Императорском дворце: в Тверской картинной галерее открылась выставка Игоря Новикова
Впервые с 1993 года андеграундный художник выставляется в России.
В Москве не решились, в Твери – рискнули. На третьем этаже Императорского путевого дворца представили работы российско-швейцарского художника Игоря Новикова. Выставка приурочена к 60-летию автора. Нонконформизм, желание высказываться в картинах на острые темы не мешают Игорю Алексеевичу быть членом-корреспондентом и академиком Российской академии художеств.
В сравнительно небольшом зале на третьем этаже представлены его работы разных лет. От тех, что создавались ещё при «совке» до написанных в период пандемии. В 2020-м, что логично, живописца привлекала тема Апокалипсиса.
Вообще, когда заходишь в зал, издалека может показаться, что на чужие полотна в реалистичном стиле налеплены изображения человечков с дорожных знаков, иными словами, пиктограмм. В действительности же они изображены на холсте маслом и кистями.
– Сразу начал использовать этих человечков, 30 лет назад. Это помогает быстро показать – где его место в этом мире, куда он должен идти, что он должен делать. Есть желание показать время, в котором живу. Сам об этом не думал, но стал одним из самых узнаваемых художников,
– рассказывает художник Игорь Новиков.
Искусством Игорь Новиков начал заниматься в 80-х, когда его работам давали определение «неофициальное искусство», в общем, не советский соцреализм. В те времена Игорь Алексеевич с товарищами организовали арт-сквот на Фурманном переулке. Как сказали бы сейчас, свободное пространство для художников, музыкантов, кинодеятелей, чьё искусство отличалось от общепризнанного. В годы Перестройки на талант Новикова обратили внимание европейские коллеги. Таким образом, наш соотечественник получил возможность практиковаться за рубежом.
Своим принципам Игорь Никовиков уже верен три десятилетия: красные и белые человечки на его полотнах то ползут вверх, желая «отхватить кусок рая небесного», то сидят на качелях, изображающих взаимоотношения стран, то и вовсе приготовили двуручную пилу и расчленяют скульптуру «Рабочий и колхозница» (произведение 1994 года).
Несмотря на официальность атмосферы, картины дополняют скульптуры из алюминия, покрытые масляной краской, выглядывающие с разных сторон на зрителя и… стремянки, покрашенные в разные цвета. Пиктограммы, в основном, красного и белого цвета, что наводит на мысль о делении на «своих» и «чужих» времён Гражданской войны в России. Впрочем, как и любое творение, эти картины многогранны.
Впервые с 1993 года художник, который с конца прошло века живёт и работает в Швейцарии, вновь выставляется в России. Впрочем, российская действительность всегда была источником вдохновения для творца. А его пиктограммы стали брендом ещё со студенческих времён.
– Я считаю, что в современном мире особенно художник должен иметь своё лицо. Стиль выдающихся художников узнаваем. Один так выделяется, другой по-другому. А я придумал это (пиктограммы. – Ред.) и имею своё лицо. Я беспокоюсь о судьбах российского народа, переживаю за то, что происходит,
– рассказал Игорь Алексеевич.
Работы Игоря Новикова, его книги об искусстве востребованы и известны в различных странах мира. В 2016 году журнал The Art Newspaper Russia включил его персону в список самых востребованных художников России.
– Для нас для всех, для музейщиков, есть вопросы и даже проблемы выставления искусства сегодняшнего дня. Искусство всегда проходит какой-то предпоказ, пока оно попадает в музей. Мы ищем какие-то новые пути, чтобы отсматривать вещи, возможные для наших собраний. Для Тверской картинной галереи это не первая выставка современного искусства,
– пояснила в комментарии директор Тверской картинной галереи
Татьяна Куюкина.
Тверской картинной галерее Игорь Новиков обещал подарить две картины и одну скульптуру после того, как закончится выставка. Предположительно, это два-три месяца.
Помимо зала, произведения российско-швейцарского нонконформиста захватили и часть дворцового сада. Инсталляция там называется «Фантомы-марионетки».
На одном из газонов красные человечки ползут в направлении дворца. Цвета выглядят очень сочно и контрастно. В беседе Игорь Новиков с улыбкой говорит, что интерпретаций такой композиции может быть множество – ползут на поклон, ползут на штурм, ползут прикоснуться к искусству…
Одно понятно – каждый из нас немного такая вот пиктограмма. Потому что, если отбросить всё наносное, то единственное, что важно – какова наша цель в этом мире? Что нас окружает? Мы – человечек со знака «Прохода нет» или «Переход»? Обозначения одной из комнат WC или «Дорожные работы»… Каждый решает сам.
По плану выставка будет открыта с 8 октября по 5 декабря 2021 года.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти