О чём звонит колокол?
Музей природы Селигерского края, расположенный в деревне Рогожа, недалеко от Осташкова, под угрозой. Тверские представители РПЦ возжелали наложить свою длань на здание Спасо-Преображенской церкви, в котором ещё с советских времён располагается музей.
Судьба этого архитектурного памятника – одна из ярких иллюстраций исторических катаклизмов революционного лихолетья и советского отношения к религиозному культу.
Еще живы в Рогоже люди, которые помнят, как церковь была кузницей МТС. На форуме Осташковского района хранится мнение очевидца: «Ужас! Закопченные стены, из окон торчат вентиляционные трубы. Грязь кругом и разруха, вся земля вокруг вздыблена от гусениц тракторов. Это большое достижение, что в 70-х годах смогли потеснить машинно-тракторную станцию, а здание церкви – отремонтировать».
Именно так и было: церковь в разные периоды своей судьбы стояла заброшенной, была ремонтной станцией, позже в ней находились складские помещения, потом вновь настало время запустения. В 1970-е годы на волне музейного бума, который переживал СССР, в церкви было решено открыть Музей природы – филиал Тверского государственного объединенного музея.
СПРАВКА
Спасо-Преображенская церковь
Памятник архитектуры республиканского значения.
Ее строительство было начато в 1756 году. Церковь от подошвы до главы построена осташковскими мастерами-каменщиками и несет в себе архитектурные традиции местного зодчества семнадцатого века и черты нового, входившего тогда в моду стиля барокко.
Ее архитектурный облик – пример поисков собственных путей в архитектуре в рамках местных традиций. В четверике церкви сохранилась живопись конца XVIII века. Живопись законсервирована. Реставрация памятника завершена в 1980 году мастерами Калининской области под руководством специалиста научно-реставрационной мастерской А.А. Ковалева. Проект реставрации архитектора В.И. Якубени (г. Москва).
Сейчас музей природы – единственный в области природоведческий музей, экспозиция которого знакомит с разнообразными природными комплексами Селигерского края, с его растительным и животным миром. В музее существует коллекция позвоночных животных, среди которых есть редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу России и Тверской области, красочная коллекция бабочек, почвенные монолиты, гербарные образцы, деревянные скульптуры, чучела животных. Но это сейчас, а что было раньше?
Член Союза художников Геннадий Николаевич Ореликов отдал музейному делу сорок лет своей профессиональной жизни, работал на этом поприще с 1968 года и именно за большой вклад в развитие музейного дела в Тверской области в 1995 году получил звание заслуженного работника культуры.
Геннадий Николаевич хорошо помнит, как создавалась уникальная музейная экспозиция Селигерского края, ведь он сам принимал в ее создании самое непосредственное участие. Пустое заброшенное помещение сделали пригодным для хранения фондов и демонстрации экспонатов: покрыли крышу, сделали ремонт, начали пополнять и развивать музейную экспозицию: специалисты делали чучела животных (птиц и зверей), создавали стенды и диорамы.
Для тех, кто не знает, диорамой называется картина в трехмерном пространстве, с ее помощью имитируется живая жизнь природы. Спереди для создания диорамы выставляется чучело и выкладываются элементы живой и неживой природы – галька, щебень, камни, песок, мох, стволы деревьев, то есть всё, чтобы перенести зрителя в импровизированную реальность настоящей жизни братьев наших меньших. Задний план – живопись, созданная так искусно, чтобы переход от объемных предметов к нарисованным был совершенно незаметен.
Сейчас в музее природы особое внимание привлекают живописные диорамы елового леса, глубоководной части озера Селигер, логово волка. Геннадий Николаевич создавал диорамы и для Тверского государственного объединенного музея. Дело это непростое, занимает в лучшем случае месяц, а то и больше. В творческой биографии мастера – история о том, как в течение года он работал для музея бесплатно, потому что финансирование было исчерпано, а масштабность задачи требовала продолжения дел. Жилье при музее предоставлялось бесплатно, а на пропитание художник зарабатывал продажей своих картин в Осташкове.
Сейчас судьба музея, в который вложено немало сил, волнует не только Геннадия Николаевича, но и всех, кто, как и он, отдал годы работы, чтобы превратить заброшенную церковь в действующий и посещаемый, уникальный в своем роде Музей селигерской природы.
Тут уместно вспомнить закон о реституции, то есть возвращении церковного имущества. Представители тверской РПЦ возжелали наложить свою длань на здание, в котором находится музей, и требуют возврата Спасо-Преображенской церкви под свою юрисдикцию для проведения служб.
Понятно, что против федерального законодательства не поспоришь (“спасибо” тем, кто принял его в такой редакции, из-за чего Церковь может забирать любые помещения, даже памятники архитектурного зодчества).
Интересно другое: в первую очередь отбираются именно те памятники, что сохраняются в наилучшем состоянии. РПЦ экономит собственные средства, хотя отъем ценностей происходит под лозунгом восстановления памятников. На самом деле совершенно разные вещи – сделать косметический ремонт помещения бывшей церкви или восстановить полностью заброшенные, разрушенные временем здания других храмов.
По словам заведующей музеем природы Татьяны Белышевой, местный священнослужитель при посещении музея ненароком озвучил потаенные мысли: «Как у вас хорошо – заходи и служи!..». Да и расположение выгодное – у дороги, по которой проходит множество людей, рыбаков и туристов, посетителей Селигерских озер, поклонников дивной красоты озерного края. Почему бы не прибрать помещение в свои руки?
Священник деревень Кравотынь и Красуха первым делом оформил прошение на имя митрополита Тверского и Кашинского Виктора – но не о передаче церкви, это было бы слишком откровенным объявлением о своих намерениях. Первоначально было подано прошение о создании прихода в деревне Рогожа, якобы жители в этом нуждаются. Просьба была удовлетворена – приход открыли.
И только затем было сделано заявление с просьбой о передаче РПЦ непосредственно здания самой церкви. Тем самым РПЦ негласно декларирует, что действует не в своих сугубо корыстных интересах по дальнейшему обрастанию недвижимым имуществом, а исключительно радеет о прихожанах своего прихода. Надо сказать, что при церкви расположен небольшой домик (в одной его части расположено фондохранилище, а в другой – три комнаты). Естественно, вместе с церковью РПЦ тишком и ладком заберет и дом. Сколько стоит дом в наше время? То-то же.
Ничего удивительного, что батюшка развил бурную деятельность, причем весьма своеобразную. Например, в один прекрасный день нагрянул в музей вместе с двумя крепкими молодчиками, которые без всякого позволения и весьма невежливо начали осматривать и фотографировать помещение и предметы в нем. Прежде священник настаивал на предоставлении ему плана помещения, выпросил книгу, которую не вернул. Странное поведение для батюшки, который своим примером должен показывать образец достойного поведения перед прихожанами. По закону храм должен достаться Церкви, но к чему такая беспардонность? Даже на сайте “Народный каталог православной архитектуры” про эту церковь уже сегодня сказано: “…Использовалась под экспозиции Музея природы Селигера…” – в прошедшем времени.
Десять бабушек. До того времени, как деятельный батюшка возжелал приобрести для РПЦ Спасо-Преображенский храм, верующие деревни Рогожа ходили в церкви по соседству. Благо в Осташкове ни много ни мало – 11 церквей, соборов и часовен, служба ведется и в деревне Кравотынь. Есть ли насущная необходимость в разрушении музея?
Эту проблему обсуждал и Общественный совет города Осташкова, обращались к губернатору, митрополиту. Нельзя ведь выкинуть работников музея и ценную экспозицию на улицу, как бы РПЦ ни хотелось. После многих пересудов было решено переселить музей в здание бывшей почты, что на Ленинском проспекте, дом 25. Здание пустовало, требует ремонта. Денег на ремонт, конечно, в бюджете нет. Как можно переселять музейную экспозицию в такие условия, сейчас уже никого не волнует, потому что… здание 12 февраля сгорело. Кстати, тоже памятник архитектуры девятнадцатого века, в советское время находился под охраной государства.
Как выглядит здание после пожара, видно на фотографии местной жительницы. Восстановлению оно, по словам главы Осташковского муниципального образования Андрея Галахова, не подлежит. Ведутся следственные действия по выяснению причин пожара, объяснил тот же источник. В обсуждении на местном форуме фигурирует версия о преднамеренном поджоге.
Андрей Галахов объяснил, что пожар внес сумятицу в решение данного вопроса, придется думать о постройке нового здания, например. Администрация готова выделить земельный участок и оказать содействие с подведением коммуникаций. Кто будет строить – неизвестно. На какие деньги – тоже не ясно, во всяком случае в бюджете Осташкова на 2012 год средств на это не выделено. И это тоже странно, ведь истории с выселением уже год.
Именно год назад РПЦ заявила свои права на здание Спасо-Преображенской церкви. По закону освободить здание светская власть должна в течение шести лет. Один уже прошел. Пройдет и пять, если решать вопрос такими темпами. Не секрет, что возведение нового здания для некоммерческих учреждений в России всегда происходит не быстро и не скоро, если происходит вообще. Нужен проект, бюджетная смета. Ни о чем подобном власть не думает – не до культуры, наверное.
И это при том, что жителям Тверской области постоянно рассказывается о перспективах развития туристической индустрии как способе оживления села, увеличении рабочих мест и прочих благостях. А ведь музей природы непосредственно способствует привлечению туристов – за время его существования число посетителей достигло 100 000 человек.
Заведующая музеем Татьяна Белышева хочет оставить музей нетронутым. По мнению художника Геннадия Ореликова, здание церкви можно было бы поделить: четверик и алтарь отдать священнослужителям, а здание трапезной оставить музею, тем более строение здания допускает возможность отдельных входов в обе части. «Природа создана Богом, – говорит Геннадий Николаевич (кстати, верующий человек). – Нет причин для идеологического конфликта между церковным и культурным служением. Не музей атеизма расположен в церкви в конце концов…»
Это мнение неравнодушного человека, но решать-таки всё равно придется властным инстанциям. Что они решат и когда – неизвестно.
КОММЕНТАРИИ 11 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Я бы этот закон о реституции отменил бы нахрен. Или поставил бы условие - сначала отдать все бесхозные, нехай восстанавливают. И только потом, посмотрев на результаты, рассматривать вопрос о том, отдавать ли им те, что уже чем-то заняты. Сначала опять же - что проще освободить, что не несёт полезной нагрузки. И уж в самом конце, например, отдавать ли им здание этого музея. Или - областной промышленной выставки, которой у нас в городе сейчас просто нет. Хотя, собственно, и промышленности тоже, но по крайней мере из прошлого осталось, чем можно гордиться...
Уроды - одним словом! Достала эта церковь! Классный музей, а эти на все готовое!!!!
Есть видео этого музея и экспонатов, размещенных в нём. Если нужно - поделюсь!
Я был в этом музее. Замечательная экспозиция, на которую интересно посмотреть как детям, так и взрослым. Для городского ребенка экскурсия туда просто открытие. Многие из современных детей даже не представляют себе то обилие животного и растительного мира , которое существует в нашей области.
Перевезти экспозицию музея в другое помещение можно лишь частично. Трехмерные композиции с фрагментами леса или водоемов окажутся разрушенными, так как созданы под конкретный интерьер с конкретными параметрами.
Что качается батюшки, то его явно интересует не храм как место прихода, а лакомый кусок дорогущей земли со строениями на берегу Селигера. Корыстолюбие прикрываемое рассуждениями о вере. Каждый год проезжаю через село Рождествено, где с болью смотрю на погибающий храм в этом большом поселке, с населением около полутысячи человек. Он отчего-то попов не интересует ни этот храм, ни потенциальные прихожане!
нунафига стока церквей. вера в душе. а фоток нет посмотреть экспозиций музея?
У меня есть несколько фоток экспозиции, но я не знаю как их сюда загрузить.
Есть вопрос к церкви - а прижизненный принцип "хапнуть все" на том свете зачтется? И в какую сторону зачтется, а то, мож, мы тут сидим и понять не можем, что есмь это великая благодетель - музеи без штанов оставлять
Фотографии от ale-ku:
Спасибо!
Задолбали попы, им что, церквей мало? Да куда не плюнь, они везде. Поражает такое вот "стяжательство")))) Эх, не зря Иван Грозный хотел отхватить церковные земли)))Кстати, церковь вообще институт интересный, вроде как духовный, но столько мирского в нем: и десятина, и земли, и плата за различные требы и т.д. Хм))))