О вере без барьеров. Часть III: настоятель тверского храма рассказал о доходах священников, «развенчании» и самоубийцах

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Tverigrad.ru продолжает цикл публикаций, где Позитивный батюшка Антоний Русакевич отвечает на вопросы о вере и Православии.

Настоятель тверского храма апостола и евангелиста Луки Антоний Русакевич, известный по всей России как священник-блогер, Позитивный батюшка, продолжает отвечать на вопросы Tverigrad.ru о вере и церковных традициях. Напомним, в первой части «Веры без барьеров» мы рассказали о дресс-коде в храмах, грехе сожительства, освящении автомобилей и правильном упоминании усопших. Во второй части – о манипуляциях со свечами, молитвах и «домашних иконостасах».

О самоубийцах

– Проблематика самоубийства – довольно серьезный вопрос с точки зрения канонического права и нравственного богословия в Церкви. Дело в том, что далеко не все покончившее с собой люди формально являются самоубийцами: к примеру, психически нездоровые люди могут сделать это случайно и не отдавать отчет в своих действиях. Поэтому, прежде чем говорить об отпевании такого человека или отказе в церковном таинстве, надо досконально изучить обстоятельства смерти усопшего. В случае объективного подтверждения самоубийства священник не имеет права отпевать такого человека по древним канонам. Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом.

Однако, Церковь понимает боль утраты родственников и предлагает «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Кроме того, родственникам благословляется келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского (эту утешительную молитву можно свободно найти в сети Интернет).

О доходах священников

– Вопрос материального обеспечения священнослужителей оброс множеством мифов, которые следует разоблачать, так как существенный негатив по отношении к Церкви связан с антиклерикальными настроениями среди некоторых современных россиян. Несмотря на определенный социальный авторитет Русской Православной Церкви, она не является бюджетной организацией, но материально обеспечивается, как и другие религиозные или некоммерческие организации в РФ, за счет добровольных пожертвований. Церковь не получает денежные средства из федеральных или региональных бюджетов. И это невозможно, учитывая светский характер российского государства. Единственное исключение, это выделение средств на восстановление или ремонт храмовых зданий, имеющих культурно-историческую ценность и находящихся в собственности государства.

Мировая практика обеспечения церквей самая разнообразная: в частности, получение церковью статуса государственной и получение материальных средств через налогообложение верующих граждан (Германия), добровольное пожертвование «десятины» личных доходов в распоряжении церкви (протестанты многих стран). Учитывая, что ни один из перечисленных методов не был реализован, Русская Православная Церковь взимает пожертвования через предоставление свечей, записок, церковных товаров и треб. Надо отметить, что для участия в молитве верующие не обязаны ничего платить или покупать. Так образуется бюджет любого прихода, который состоит из доходов (добровольные пожертвования) и расходов (коммунальные и хозяйственные расходы, зарплаты сотрудникам и хору, благоукрашение храма и богослужения, и другое). Священнослужитель также получает заработную плату и уровень его зарплаты коррелирует с доходами местного населения: в частности, его денежное довольствие крайне редко превышает средний уровень зарплат по региону.

Стоит отметить, что антиклерикальная карикатура на священников в дорогих авто восходит к некоторым случаям из 1990-х годов, когда священнослужителей было крайне мало и они пользовались определенным авторитетом у богатых предпринимателей, получая машины в подарок. В настоящее время заработать на дорогой автомобиль на доходы от приходских храмов экономически невозможно.

О развенчании

– Развенчание – это миф, который довольно сильно устойчив в сознании не воцерковленных людей, накладывающих светские особенности на церковную жизнь. В Церкви не существует развода, но существует аннулирование церковного брака, поэтому светская форма расторжения брака является легитимным и дополнительного мифического «развенчания» не нужно. Кстати, сам термин «развенчание», как и понятие «расцерковления», – это неологизмы, которые появились ввиду незнания современного светского общества реалий церковной жизни.

Православная Церковь «по слабости» людей предоставляет возможность вступить в брак трижды. Однако, не все так просто, чтобы получить разрешение на второй (или третий) церковный брак, необходима уважительная причина на расторжение предыдущего. Такими причинами могут быть, например, смерть или прелюбодеяние супруга. В случае наличия уважительной причины, предполагающей аннулирование брака, подается прошение в епархию и в случае положительного решения, можно обратиться к священнослужителю для совершения церковного чина венчания для второбрачных.

В следующей части цикла публикаций Позитивный батюшка даст ответы еще на несколько вопросов о вере.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

14
12
Telegramm Главное Религия Эксклюзив

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

kali

\\в РФ, за счет добровольных пожертвований. Церковь не получает денежные средства из федеральных или региональных бюджетов. И это невозможно, учитывая светский характер российского государства. Единственное исключение, это выделение средств на восстановление или ремонт храмовых зданий, имеющих культурно-историческую ценность и находящихся в собственности государства.\\ Враки. Государство выделяет множество грантов,которые "выигрываются" на безальтернативной основе.Зачем топринят закон опередачи в собственность церкви помещений и земель якобы принадлежащих церкви до Революции.Хотя это не так. До революции церковь была госсударственным ведомствомво глав с Синодом.попы получали госжалование и были государственные тарифы на обряды (Тупые могут перечитать Некрасова)
И церковь тогда называлась Российская Православная Церковь Российской Империи. РПЦ придумал Сталин( не к ночи помянут). Сейчас это тоже ест И тарифы в виде необлагаемых налогом "добровольных пожертвований на фиксированную сумму" ивсякие административные плюшки.

3
4
kali

И об отделении церкви от государства попы вспоминают избирательно только когда это выгодно им. В основном для защиты своих доходов и безобразного поведения своих сотрудников. При этом они лезут в школы и детсады,занимают фиктивно-липовые должности в учреждениях и структурахОрганизуют "кафедры богословия" в светских учебных заведениях типа МИФИ клянчат у губернаторов подачки-парки леса общественные территории, никогда им не принадлежавшие. В Империи все церкви были либо государственным имуществом, либо помещичьим, на чьих землях построены были( Закон РИ от 1780г)
" Только в этот зал все хожют и ходют помещиеоа то давно нет,а все интересуются" 🙂 @

12
4
    kali

    помещиков дав то то уже нет,а все интересуются

    0
    0