О вере без барьеров. Часть IV: тверской священник рассказал о тайне исповеди, цветах на похоронах и крестах на могилах

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Tverigrad.ru продолжает цикл публикаций, где Позитивный батюшка Антоний Русакевич отвечает на вопросы о вере и Православии.

Настоятель тверского храма апостола и евангелиста Луки Антоний Русакевич, известный по всей России как священник-блогер, Позитивный батюшка, продолжает отвечать на вопросы Tverigrad.ru о вере и церковных традициях. Напомним, в первой части «Веры без барьеров» мы рассказали о дресс-коде в храмах, грехе сожительства, освящении автомобилей и правильном упоминании усопших. Во второй части – о манипуляциях со свечами, молитвах и «домашних иконостасах». В третьей части – о доходах священников, «развенчании» и самоубийцах.

Можно ли давать вино детям во время причастия

– Под причастием мы, православные христиане, понимаем участие в Таинстве Евхаристии, где верующие приобщаются Телу и Крови Христовым. В православной христианской традиции существует обычай, что и дети по желанию родителей могут участвовать в этом Таинстве. В западно-христианской традиции первое причастие происходит уже в подростковом возрасте, после прохождения конфирмации (Таинство Миропомазания). Учитывая, что у православных Миропомазание соединено с Крещением новокрещенные имеют право причащаться уже с раннего возраста и некоторые воцерковленные родители причащают своих младенцев. Эта традиция причащения младенцев имеет не обязательный, но рекомендательный характер, и зависит в целом от мотивации и желания родителей.

Что касается состава церковного вина (чаще всего это кагор, красное десертное вино), то в момент богослужения он по указаниям Богослужебного устава должен разбавлять так называемой «теплотой» (горячая вода, кипяток), поэтому наличие алкоголя в причастии будет минимальным. Кроме того, в православной традиции причащают небольшой «лжицей» (специальной богослужебной ложкой), что минимизирует практически попадание алкоголя.

О тайне исповеди

– Вопрос тайны исповеди имеет давнюю историю и серьёзное богословское обоснование. Между прочим, доверительность отношений между священником и исповедующейся личностью на Таинстве Покаяния (принципа сохранения тайны Исповеди) защищена на юридическом уровне федеральным законом «О свободе совести». Кстати, на законодательном уровне священник не несет ответственности за отказ от дачи показаний, в отношении сведений, полученных в Исповеди, и священник не подлежат допросу в качестве свидетелей в этом случае.

Каноническое право, регулирующее обязанности и права православных христиан, выступает дополнительным гарантом сохранения тайны исповеди. Во времена императора Петра Великого государственный законодательный документ «Духовный Регламент», регулирующий церковную жизнь, вводил исключение: сведения из Исповеди грешника подлежали разглашению, если касались потенциального совершения государственного преступления —«измену государю, бунт или покушение на честь и здравие Государя и его семьи». Однако, массовых фактов раскрытия тайны Исповеди после принятия «Духовного Регламента» не последовало, а после 1917 года он потерял свою законную силу.

Почему на похороны приносят четное количество цветов

– Дело в том, что церковная жизнь формируется и регулируется на основании церковных канонов (нормативных правил) и предписаний богослужебного Устава. Однако, далеко не все особенности или детали поведения в жизни или на богослужении строго регулируются и контролируются Церковью. Существует множество ритуальных действий, которые регулируется народным обычаем, неписанными правилами, фольклорными обрядами и пр. Обычай приносить четное количество цветов (2,4,6,8) усопшим не связан с христианской традицией, а восходит уже к славянской культуре. По некоторым трактовкам, чётные числа обозначали завершённость, в том числе и завершение земного пути человека.

Где принято ставить крест на могиле

– Церковная обычаи регулируются на основании канонических правил и предписаний богослужебного Устава (Типикона). Стоит отметить, что много обычаев, ритуалов, обрядов не предписываются Церковью, но формируются глубоко в народной жизни. Это, что называется область фольклора. Это и касается как раз расположения крестов на могилах верующих. Согласно христианской традиции, на погостах должны быть кресты. Только на могилах католиков или лютеран их устанавливают в изголовье, а у православных — в ногах.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

8
4
Telegramm Главное Религия Эксклюзив

КОММЕНТАРИИ 4

Для комментирования Вам необходимо .

вова

Теперь не только мусульмане, но и православные священнослужители пытаются писать правила поведения.
Ау! У нас светское государство!
Вы только часть культуры, а не законотворцы!

4
3
    kali

    Да какие они часть культуры? Там культурой и не пахнет

    1
    2
    Vasilich

    Просра.но, Вова, просра.но, нет больше у вас светского государства, не оценили, не защитили, не отстояли. Теперь все претензии к зеркалу. Отражению в нём.

    2
    0
kali

Насчет тайны исповеди. Ее никогда не существовало В Российской православной церкви Российской Империи(да не РПЦ!) годовая исповедь была обязаловкой и стоила половину копейки. На уклоняющихся попов под страхом запрета в служении обязывали доносить. В серьезных случаях подключалось жандармское управление.департамента полиции РИ на местах.Это правдиво показано в фильме саге Ускова и Краснопольского "Вечный зов" Там персонаж Лахновский стрясает с попа все что нужно. так советская власть хотела показать лицемерие попов. Сама впрочем делала тоже самое..Кандидатура епископа утверждалась в советском КГБ Поощрялось продвижение людей малообразованных или с пороками с точки зрения религии нетрадиционная ориентация. Поэтому 10 раз подумайте так ли нужен вам совет какого нибудь батюшки по вопросам семьи например.. КГБ же прикрывало попов от проблем Самое знаменитое-это "Стояние Зои"- уголовное дело ставшее городской легендой. Монах Серафим готовил "к поступлению в семинарию" некого молодого человека Володю 16 лет и оказалось что в процессе подготовки он(монах) к нему приставал Об этом стало известно,епископ попытался замять дело, но не получилось. Обозденные граждане стали съезжаться в область чтобы разобраться. Чтобы не допустить волнений власти закрыли город. Позже попы представили это как богоборчество мол запрещали ехать на поклонение.

3
1