О вере без барьеров. Часть VI: Тверской священник рассказал о жертвах сект и неоязычества

Tverigrad.ru продолжает цикл публикаций, где Позитивный батюшка Антоний Русакевич отвечает на вопросы о вере.
На этьот раз настоятель тверского храма апостола и евангелиста Луки Антоний Русакевич, известный по всей России как священник-блогер, Позитивный батюшка, рассказал Tverigrad.ru об опасности сект и неоязычества.
Напомним, в первой части «Веры без барьеров» мы рассказали о дресс-коде в храмах, грехе сожительства, освящении автомобилей и правильном упоминании усопших. Во второй части – о манипуляциях со свечами, молитвах и «домашних иконостасах». В третьей части – о доходах священников, «развенчании» и самоубийцах. В четвертой части – о тайне исповеди, цветах на похоронах и крестах на могилах. В пятой части – о сути и запретах Рождественского поста.
И вот – секты. Напомним, как уже писал Tverigrad.ru, в Твери активизировались сектанты. В Тверской епархии уже прокомментировали нашу информацию. А как сейчас в России обстояте дела с сектами? Об этом нам и рассказал отец Антоний.
– В настоящее время тема сект или «новых религиозных движений» не столь актуальна, какой она была в 90-е или нулевые годы. Для этого существует несколько причин. Во-первых, общий подъем религиозности, начавшийся в эпоху перестройки и продолжившийся 90-е годы, по естественным причинам приостановился. Сейчас процент религиозных людей, что называется «воцерковленных», то есть строго живущих в рамках конкретной религиозной модели, стабилизировался и сильно не меняется. Другой вопрос, как вычислять этот процент, учитывая, что верующие бывают разных категорий, исходя из их степени вовлеченности в жизнь религиозных общин. Это проблема для религиоведов и теологов.
Священник объяснил, что на религиозную ситуацию повлияли изменения закона о миссионерской деятельности в 2016 году (так называемый «закон Яровой»), который существенным образом ограничил внебогослужебную деятельность нетрадиционных религиозных организаций.
– Современные россияне, жившие в 90-е или нулевые, могут вспомнить, как на улице ходили по парам проповедники-мормоны или в двери квартир стучались миссионеры-иеговисты, раздавая свое листовки. Подобная картина осталась где-то далеко в прошлом. Однако, это не значит, что нетрадиционные религиозные организации и духовные явления не присутствуют в общественной жизни россиян. Теперь это присутствие видоизменилось. Влияние «сектантов из 90-х» (такие религиозные группы, пришедшие в нашу страну в постсоветское время, как мормоны, иеговисты, муниты, сайентологи и другие) в настоящий момент минимально, даже сведено к нулю. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает».
Отец Антоний имеет в виду, что в современной России существует пестрый спектр из новоявленных религиозных организаций и псевдодуховных явлений, захватившие умы некоторых россиян.
– Из нетрадиционных религиозных организаций надо отметить целый ряд групп под общим условным наименованием «славянские неоязычники». Это религиозные сообщества, безосновательно претендующие на возрождение из тысячелетнего небытия праславянских языческих верований и обрядов. Современная историческая и религиоведческая наука свидетельствует о невозможности возврата к таким верованиям ввиду ряда объективных причин (отсутствие письменных источников славянского язычества, общий низкий цивилизационный уровень подобных верований и обрядов и прочее). Тем не менее, с прискорбием можно говорить о некоторой популярности «неоязычества» среди россиян. Причем, эти религиозные группы – многочисленные и разнородны. Они не централизованы, как традиционные религии (Православие, католичество, ислам, иудаизм), но мимикрируют, в чем их опасность, под общественные организации, исторические общества.
Священник уточняет, что большая часть «неоязыческих» сообществ не регистрируются как религиозные организации, что естественно вводит в заблуждение доверчивых граждан.
– В современной России существует важный акцент на взращивании среди населения чувств патриотизма. «Неоязыческие» группы умело играют на этом, ловко подменяя здоровый патриотизм на человеконенавистнический и радикальный национализм. Умело используя искренние патриотические чувства россиян, «неоязычники» индоктринируют в умы своих последователей идеи, ведущие к межэтнической и межрелигиозной вражде (в частности, тезис о господстве славянской расы и славянского «язычества», и соответственно о неполноценности иных наций и народностей, религий и конфессий). По уровню исторической достоверности современные «неоязычники» близки к любителям «фэнтази» или толкиенистам, но в отличие от последних, воспринимающихся как экзотичное хобби или досуговое времяпрепровождение, они требуют от собственных адептом религиозной преданности, что многим ломает жизни и кардинально меняет привычный социальный уклад. Что касается вопроса социологии вербовки новых последователей в «неоязыческие» сообщества, то стоит отметить следующую деталь. Жертвами «неоязыческой» агитации и пропаганды в основном являются дееспособные россияне среднего возраста, либо социально неустроенные, либо имеющие проблемы в сфере коммуникаций и отношений. Присутствие в сплоченной «неоязыческой» общине дает адепту иллюзорное решение собственных поисков самоидентификации. Нужно понимать, что проблематика «неоязычества» является труднорешаемой и практически неподъемной, потому что их последователи приходят в совершеннолетнем возрасте (то есть это не педагогическая дилемма школьного образования), а их организации – разнородные сообщества, которые скрываются под личинами общественных организаций, исторических обществ, «реконструкторских» клубов. Поэтому человек, попавший в «неоязыческие» сети, нуждается в помощи близких, друзей, коллег.
Позитивный батюшка напомнил, что существуют и проблемные, так называемые «псевдодуховные» явления, как астрология, карты Таро, гадание и прочее. Эти «псевдодуховные» суррогаты, хотя и хорошо изучены, проанализированы, критически рассмотрены с научной точки зрения, тем не менее, до сих пор остаются очень популярными среди населения, в том числе и через посредство социальных сетей. Кстати, в социальных сетях они получили, можно сказать, «второе рождение».
– Основная опасность здесь заключается в завладении денежных средств доверчивых россиян мошенническим путем. Эта сфера – крайне коммерциализирована, но не институциональна (то есть отсутствуют централизованные и системные организации, лоббирующие и защищающие интересы астрологов или тарологов), поэтому можно свидетельствовать скорее о вреде психологическом, интеллектуальном, эмоциональном, для отдельных индивидов, но не социальном, как в случае «неоязыческих» групп.
Напоследок священник сделал важное замечание: любая сфера жизнедеятельности, впрочем, как и религиозная, духовная, требует от людей сознательности, осторожности, бдительности и, как выражались древние отцы Церкви, «трезвенности».
Напомним, тверской теолог составил портреты людей, попавших в секту.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти