«Обязательно купите ему смартфон»: психолог дала необычные советы по подготовке ребёнка к 1 классу
Помогает или мешает гаджет современному школьнику? Паниковать ли родителю, если ребёнок просит новомодную технику? Эти вопросы актуальны в современном мире.
Если от интернета сейчас никуда не деться, то что делать в интернете? Этими вопросами чаще всего задаются как родители, как и профессиональные психологи. Эксперт федерального уровня, детский психолог, руководитель Академии безопасности Ольга Бочкова считает, что в вопросе использования ребёнком гаджетов нужно быть гибким.
Специалисты была в числе спикеров, которых в этом году пригласили на пресс-конференцию «Лаборатории Касперского». Львиную долю времени обсуждения посвятили безопасности, в том числе защите от киберугроз юных жителей страны. Портал Tverigrad.ru записал несколько рекомендаций, которые давала детский психолог Ольга Бочкова.
Добро пожаловать в новый мир!
Онлайн-реальность уже стала частью нашей жизни, помните, герой фильма «Матрица» Морфеус задаёт своему коллеге по оружию Нео вопрос: «Случалось видеть сон, казавшийся реальностью? Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что такое сон, а что действительность?». Конечно, каждый из нас может отличить реальность от сна… Но вот значимость виртуальной реальности специалисты не рекомендуют недооценивать.
Лайки, достижения в играх, общение и даже отношения в соцсетях… Всё это уже стало настолько же реальным, как потребность погулять во дворе. И от этого до определённого момента можно ограждать ребёнка, но затем придётся дать ему возможность приобщиться к виртуальности – это тоже часть социальной адаптации.
Ольга Бочкова, которая уже десятки лет общается с детьми и их родителями, констатирует, что мальчики и девочки нового поколения не мыслят себя без интернета, для них возможность пользоваться гаджетом – естественная потребность.
– Прежде, чем пугаться и хвататься за голову, имеет смысл ознакомиться с контентом (информационное содержание. – Ред.), который они потребляют. Но не глазами взрослого человека: «Если это не новость и не несёт серьёзной смысловой нагрузки, то это никчёмная информация», а посмотреть глазами ребёнка. Что его может интересовать в 10 лет? Конечно, какие-то новые игрушки, какое-то развлечение, веселье, мемы (набравшие популярность медиаобъекты. – Ред.), челленджи (ролики с выполнением заданий. – Ред.). Надо понять – что это за челленджи – какие-то сомнительные вещи или что-то умное и забавное. Обсудить – что нравится ребёнку, почему его это зацепило. Так можно лучше его узнать, – обозначила психолог Ольга Бочкова.
Психолог высказывает парадоксально звучащую, но оправданную мысль: «Обязательно купите ребёнку смартфон». Конечно, речь идёт о том моменте, когда ребёнок идёт в школу. В настоящее время практически у каждого первоклассника есть гаджет с возможностью выйти в сеть. Если кто-то лишён такого аксессуара, он может попасть в категорию изгоя. Задача родителя – объяснить ребёнку, что интернет только часть жизни, а также быть готовым обсудить с чадом новые веяния.
– Даже если ребёнок смотрит что-то страшненькое, то это нормально в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это период расцвета различных страхов у ребёнка – страх темноты, страх смерти и т.д. И через страшилки дети прорабатывают свою тревогу. Если они смотрят агрессивный контент, то значит, работают внутри себя с какой-то своей психической реальностью. Не всегда стоит этого пугаться, имеет смысл пугаться, когда ребёнок пытается это реализовать в жизни. Если он просто смотрит, то ничего страшного, находитесь рядом с ним в эти моменты. Будьте готовы обсудить это – о чём новая серия, чем тебе это нравится и т.д. – прокомментировала Ольга Бочкова.
Есть контакт!
На пресс-конференции одна из журналисток задала вопрос про детские игрушки. Когда ребёнку пора отвыкать от них, расставаться. Оказалось, что эта тема также связана со смартфонами и гаджетами.
– Пусть не расстаётся с игрушками, пусть играет столько, сколько надо. Это пройдёт естественным образом тогда, когда надо. Если ребёнок играет, особенно в какие-то ролевые игры, это счастье и радость. У наших детей частично поменялась форма взаимодействия с миром, т.к. гаджет – это посредник при получении информации. У них порой меньше возможности поиграть в сюжетно-ролевую игру, которая как раз и развивает различные навыки, умения, мышления. Развивает их качества личности, – поделилась психолог.
А вот взрослую «игрушку», мобильный телефон, для ребёнка, который уже идёт в школу, психолог предлагает презентовать в качестве связи с родителями. Это залог безопасности – чадо всегда может созвониться с мамой или папой. А если между родителями и ребёнком выстроен доверительный диалог, то он будет сообщать – куда отправляется гулять, с кем, какие планы и др. Это не должно быть тотальным контролем, но станет возможностью избежать опасностей. Что касается использования интернета в развлекательных целях, то лимитировано это может быть даже полезно.
– Все, даже взрослые, приходят после рабочего дня и куда-то залипают. Это возможность очистить голову, просто ни о чём не думать. Детям это тоже надо, они у нас, в принципе, перегружены. Их водят на большое количество кружков, они занимаются дополнительно, программа в школе стала более сложной, – отмечает Ольга Бочкова.
Иными словами, если ребёнок много учится, занимается допобразованием и практикует хобби, то иногда можно и просто выдохнуть, посмотрев что-то забавное во всемирной сети.
– Если же ребёнок захочет стать блогером, что-то снять, у вас появится возможность провести с ним досуг. В младшей школе, скорее всего, ребёнок 1-2 раза что-то снимет и бросит. Если нет, то у него будет классное увлечение, которое вы можете поддержать, отправив на курсы монтажа или дизайна. Это всё очень индивидуально, – подчеркнула Ольга Александровна.
Отвечая на вопросы представителей прессы, специалист сделала акцент на такой важной мысли: взрослые постоянно используют интернет в благих целях, получая полезную информацию. Но в отношении ребёнка у них сразу же появляется страх.
– Это как в реальном мире, в котором есть и травля со стороны сверстников, и конфликты с ними, и опасные незнакомцы, и агрессивные взрослые, чего только нет в реальном мире! Тоже самое и в интернете. Поэтому у родителей есть возможность помочь ребёнку, как на уроках вождения машины. Сначала объяснить ему основные принципы, потом сидеть в машине в качестве «второго пилота», а потом уже отпустить в самостоятельную поездку, – приводит сравнение Ольга Бочкова.
Грани и границы
Ещё один вопрос пресс-конференции, живо обсуждавшийся всеми присутствующими – тема полового воспитания ребёнка. В настоящий момент её многие воспринимают превратно.
– Тема полового просвещения часто превратно понимается. Когда люди слышат «половое» или «сексуальное», они сразу представляют себе взрослый контент. На самом деле, тема полового воспитания не имеет отношения к взрослому контенту. Она касается безопасности ребёнка, его личных границ. Обучение тому, что такое его тело, что оно принадлежит только ему, что такое приватность. Тому, что никто не имеет права трогать его, смотреть на него без его согласия, просить его прислать фото или видео или показывать ему их. Всё это недопустимо, – дала оценку Ольга Бочкова.
Консорциум неправительственных женских объединений и Академия безопасности Ольги Бочковой проводили масштабные исследования, в которых участвовало около 14 000 человек. Выяснилось, что те, кто был знаком с такой дисциплиной как Половое просвещение, реже сталкивались с сексуализированным (такой термин употребляют психологи. – Ред.) насилием или, если сталкивались, имели больше возможности избежать его. Статистика говорит, что 4 из 10 человек в возрасте с 7 до 10 лет сталкивались с грубым нарушением их личных границ в интимном плане.
Уроки личной безопасности соотносятся с виртуальной реальностью. В современном мире люди не только общаются в интернете, но также флиртуют, заводят романтические отношения и т.д. Ребёнку нужно понимать, что и в сети ему важно отстаивать свои границы и не общаться с незнакомцами, которые могут писать с сомнительными целями. Тем более, что насилие из онлайн-пространства может перейти в реальную жизнь. Маленькому пользователю стоит помнить – о чём стоит писать в интернете, а какую информацию лучше не раскрывать ни в личной переписке, ни в соцсетях.
– Нельзя оставлять ребёнка на откуп гаджета. И в этом случае крайне важна фигура взрослого – родителя, воспитателя, учителя, который должен принять участие в жизни ребёнка, – заключила Ольга Александровна.
Справочно
Ольга Бочкова – клинический и системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог.
Однажды столкнулась с ситуацией, когда её маленькая дочь готова была уйти с посторонним человеком после непродолжительного разговора – и начала изучать вопросы безопасности.
Окончила программу защиты и представления интересов детей в Kidpower.org, США, прошла профподготовку спасателей в учебном центре Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы.
Создала авторскую методику обучения безопасному поведению без запретов и запугивания.
Автор книги бестселлера «Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты».
Информация с сайта Академии безопасности Ольги Бочковой.
Читайте также – На Касперского надейся, но сам не плошай: создатели популярного антивируса рассказали о киберугрозах для детей.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Да , неплохие советы. Следует учесть что ребенок если он уже кобыленок не будет терпеть рядом второго пилота,а быстренько его катапультирует из своей жизни
Смартфон купить надо
Лезть в с поучениями не надо Следует установить на смартфон следящее ПО о том где он находится ичто смотрит Для доверия- увидев что то недозволенное просто не надо поднимать скандал и вообще сделать вид что не видел\а В идеале ребенок не должен знать от что контролируете его интересы Моральные терзания о том прилично ли следить за личностью и прочее-сим карта в смартфоне чья? Ваща иВаша ответственность
Психологу удачи и только пожелание не упоминать в резюме о стажировке в США теперь за это можно стать иноагентом и поучить запрет на деятельность (таковы реалии)