Общепиту выйти из сумрака: как в Тверской области легализуют кафе и рестораны

В УФНС по Тверской области рассказали, как в регионе работу общепита выводят из тени.
В Тверской области действует законодательство о применении контрольно-кассовой техники. Кассовые аппараты должны быть везде, где жителям региона оказывают услуги и осуществляют торговлю. О том, как осуществляется контроль, кто и как попадает под проверку, а также о проводимых Федеральной налоговой службой проектах в эфире тверской студии радио «Комсомольская правда» (99,3FM) рассказали сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области: начальник отдела оперативного контроля Игорь Дронов и заместитель начальника отдела оперативного контроля Татьяна Данилова.
За 2024-й год в отношении налогоплательщиков, имеющих в своей деятельности риски нарушения законодательства о применении контроль-кассовой техники, было проведено 265 наблюдений за соблюдением законодательства и 461 проверка в виде контрольной закупки. К административной ответственности привлечено 472 лица, наложено и взыскано штрафов на сумму почти в 500 тысяч рублей.
– Раньше проверки проводились по жалобам и сплошным методом, например, бралась улица и сплошным методом у всех торгующих проводилась контрольная закупка. Сейчас – онлайн-кассы, и вся информация сконцентрирована у нас, в связи с чем в первую очередь в сферу нашего внимания попадают те, кто ведёт предпринимательскую деятельность, но не имеет контрольно-кассовую технику. Далее – уже по ряду рисков: есть аппарат, но нет чеков. Либо аномалии по чекам, выручке и так далее, – рассказывает о поводах для проверок Игорь Дронов.
Федеральной налоговой службой ранее были запущены отраслевые проекты в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, а также в отношении исключения недобросовестного поведения на рынках. Про проект «общественное питание» рассказала Татьяна Данилова.
– Общественное питание – отрасль народного хозяйства, которая занимается производством и реализацией готовой пищи и полуфабрикатов. К ней относятся такие предприятия, как рестораны и кафе, бары, пиццерии и кофейни, кулинарные цеха, блинные и пельменные, и так далее. Так как основой работы налоговых органов является профилактика правонарушений и побуждение налогоплательщиков к добросовестному исполнению налоговых обязательств, то основной целью отраслевого проекта «Общественное питание» является сокращение теневого оборота в данной отрасли экономики и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса, – пояснила эксперт.
В рамках реализации проекта налоговыми органами проводиться как информационная работа, так и контроль использования онлайн-касс организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания.
Это налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания. Но не все плательщики данной категории вошли в проект. Из него исключили заводские столовые, буфеты, кафетерии, общепит на предприятиях и в офисах, в учебных заведениях, в больницах. Также в него не попали налогоплательщики, выручка от осуществления деятельности в сфере общепита которых менее 50 % от общей выручки по остальным видам деятельности.
Всего в Тверской области в проект «общественное питание» включены 559 объектов общественного питания, расположенных на территории региона.
– Во-первых, там, где это установлено законом, обязательно применять контрольно-кассовую технику; отсюда – увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ, и как следствие повышение роста доходов в бюджете за счет сокращения теневого оборота. Во-вторых: создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса, что соответственно ведёт к защите прав потребителей в части оказания услуг общественного питания. Более того, определяются причины, способствующие сокрытию денежной выручки в данной сфере деятельности, – объясняет Татьяна Данилова.
Благодаря реализации этого проекта из теневой зоны удалось вывести порядка 80% бизнеса в общепите. Количество налогоплательщиков, отнесенных к зоне риска, за 2024-й год уменьшилось со 153 до 26. Увеличилось количество добросовестных предпринимателей: со 184 до 395. Как следствие, увеличился средний чек по отрасли: с 3,2 тыс. руб. до 5,6 тыс. руб. Также выросла средняя заработная плата сотрудников – с 18,8 тыс. руб. до 36,6 тыс. руб.
– В первую очередь это был конструктивный диалог с бизнес-сообществом с целью доведения информации о целях и преимуществах указанного проекта, – пояснила Татьяна Данилова.
Еще одним из методов реализации проекта является проведение мониторинга расчетов. Кассовые чеки – официальный фискальный документ, который пробивается через кассу и автоматически попадает в поле зрения налоговиков. На основании пробитых кассовых чеков налоговая служба мониторит выручку предприятия и проверяют полноту уплаты налогов.
Однако рестораторы часто «забывают» пробивать кассовые чеки, что, по мнению налоговиков, мешает развиваться законопослушным конкурентам, которые отражают выручку, указывают своих работников и уплачивают белую зарплату. Более того, кассовый чек является гарантией защиты прав потребителя, особенно в спорных ситуациях.
– Поэтому ФНС России при реализации данного проекта планировало не только сформировать у налогоплательщиков привычку применять ККТ и выдавать чеки, но и развить у покупателей навык всегда такие чеки требовать. Каждый покупатель или посетитель мест общественного питания может участвовать в проекте ФНС, осуществляя гражданский контроль: потребитель с помощью QR- кода, размещенного на чеке, может проверить кассовый чек в мобильном приложении «Проверка чека» и, при обнаружении нарушений, сообщить в налоговые органы, – уточнила Татьяна Данилова. – Проверка чеков поможет нам оперативнее пресекать теневые схемы работы и принимать соответствующие меры. Чем меньше «серых» организаций общепита останется на рынке, тем качественнее будут предоставляемые услуги.
В качестве критериев оценки добросовестности учитываются отсутствие теневой занятости, отклонение заработной платы сотрудников от средней зарплаты по отрасли, соблюдение законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
– С 1 марта 2025 статью 1.2 Закона № 54-ФЗ дополнили новым пунктом 5.11. Теперь при расчетах за услуги общепита нужно сформировать кассовый чек и передать его клиенту до момента расчета. Пояснительная записка к закону указывает, что это нужно, чтобы кассовый чек не подменяли предчеком или банковским слипом. Особое значение, в рамках проведения проекта, имеет практика использования механизмов общественного контроля. Таким образом, одним из наиболее важных источников информации о нарушении закона в отношении ККМ будут сведения, поступающие от потребителей, – подытожил Игорь Дпронов.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
А почему исключили из проверок столовые и буфэты администраций, силовых структур и самой ГНИ?
Чтобы сами проверяющие не упали в обморок от изумления-в административных буфетах светлое будущее наступило давным давно. Некоторые позиции там продаются ниже себестоимости. Например,еще много лет назад но уже в наше время булочку можно было купить в административном буфете рубля за 3 когда везде она была 15- 20. В Кремлевской столовой так вообще бутерброд с черной икрой 300 р. а на тысячу можно было пожрать как в хорошем ресторане. При этом депутаты еще и нос воротили при зарплате в 400 тыс руб
Огромное количество людей такая ситуация устраивает. Они рассуждают просто, примитивно, обыватеоьски, кто платит тот и заказывает музыку, кто заказывает музыку тот девушку и танцует. По этой же логике если у царя есть дворец, то это нормально, ну он же царь. Также и со столовками, ну они же депутаты. Хочешь также? Становись депутатом или царём. Начальник всегда прав, хочешь быть правым и претендовать на правду, становись начальником.
Парадокс, людей одновременно раздражает положение дел и в то же самое время подсознательно одобряют его. Амбивалентность, что поделать.
Понятие равенства зародилось не в этих краях, оно здесь не родилось, оно чуждо, это заморское импортное понятие, оно не приживается ввиду климата))