Одна из главных икон России пока не может вернуться в Тверскую область
Чудотворная икона Божией Матери из монастыря в Торопце уже почти 10 лет находится в элитном подмосковном поселке. Впрочем, сегодня и сам монастырь не готов принять свою святыню.
Судьба этой иконы – отражение истории России. Нашей истории со всеми ее несуразностями, предательствами, человеческим благородством и человеческой же подлостью, столкновением интересов властных группировок и частных интересов, которые считают себя «хозяевами жизни». И над всем этим суетным – она. Икона. Одна из шести, оберегавших Россию от нашествий и смут, эпидемий и недородов. И, как верят те, кто действительно душой и сердцем болеет «за Землю Русскую», оберегает до сих пор.
Торопецкая икона Божией Матери шесть столетий находилась в соборе Свято-Тихвинского монастыря. Вплоть до революции 1917 года. Затем святыня хранилась в краеведческом музее Торопца, откуда во второй половине 30-х годов была передана в один из крупнейших музеев Ленинграда. Сейчас она находится в элитном подмосковном поселке Княжье Озеро…
Новейшая история «Богоматери»
Как сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры РФ, «официальных распоряжений относительно будущих перемещений Торопецкой иконы Божией Матери из храма Александра Невского подмосковного поселка Княжье Озеро в настоящее время нет». Дата сообщения – 17 января 2018 года.
Икона, находившаяся до 2009 года в хранилище Русского музея в Санкт-Петербурге, де-факто была под ответственностью Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, специалисты которого должны были выполнять работы по ее сохранению и поддержанию в первозданном виде. Но хранители центра отнеслись к своей главной обязанности – сохранению иконы – весьма своеобразно.
В том же 2009 году Фонд «Иваново дело» бизнесмена Сергея Шмакова инициировал передачу иконы Торопецкой Богоматери из фондов Русского музея в храм Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро. В качестве объяснения такого, мягко говоря, странного шага было предложено следующее: дескать, икона передается «на временное хранение» сроком на один год, поскольку в Княжьем Озере стараниями тех же бизнесменов созданы оптимальные условия для ее сохранности. Но этот «год» продолжается уже много дольше своего календарного срока. Существует большая вероятность того, что икона-охранительница Тверской земли останется в элитном коттеджном поселке навсегда.
«Вывозя икону в церковь поселка Княжье Озеро, Шмаков декларировал, что она будет доступна верующим. Но эта церковь малопосещаема, в ней особый пропускной режим. Не каждый из тех, кто хотел бы поклониться иконе, сможет к ней попасть», – цитирует «Коммерсант» слова ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства Русского музея Надежды Пивоваровой, которая считает, что процедура исключения иконы из инвентаря Русского музея происходила с явными нарушениями законодательства.
«На защиту рубежей западных…»
Если верить церковному преданию, именно эти слова произнес князь Александр Невский, передавая икону монастырю в Торопце. Предание гласит, что, получив эту икону из Полоцка с наказом поместить ее в главный собор Великого Новгорода, князь наказ не выполнил. Он передал ее монастырю в Торопце, где родилась его мать. И уже со своим наказом: «Икона эта да будет оберегать западные рубежи Руси».
Чудотворный образ, как верят многие, защитил Торопец и земли восточнее него от польского нашествия войск Сапеги во времена Великой Смуты начала XVII века, он спасал город во время войны с Наполеоном, Торопец миновали страшные эпидемии 1831, 1853 и 1898 годов. Икона из Торопца, находясь уже в Русском музее в Ленинграде, в 1941 – 1942 годах сохраняла единственную ниточку, связывавшую несдающийся город с Большой землей, – Дорогу жизни через Ладожское озеро. Можно верить или не верить. Очевидно одно: икона Торопецкой Божией Матери – защитница не только Торопецкой и Тверской земли, но и всей России.
С вопросом возвращения образа в Торопец всё очень непросто.
Приключения и злоключения
Еще в 2011 году тогдашний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко однозначно утверждал, что икону Торопецкой Божией Матери поместят в одноименный монастырь, когда последний будет готов ее принять. То есть после завершения реставрационных работ в соборе, где она находилась несколько веков.
Работы с восстановлением собора Свято-Тихвинского монастыря, начатые еще в 2005 году, затянулись, сейчас восстановлена только его зимняя часть. Для восстановления «летника», как сообщили Tverigrad.ru в Ржевской епархии, необходимо порядка 10-12 млн рублей. Но о позиции РПЦ мы поговорим позже.
Вместе с тем в СМИ появлялись заявления «временно ответственных» за сохранность иконы специалистов Центра имени академика Грабаря. В октябре 2017 года представители Центра подтвердили, что икона по-прежнему находится в подмосковном храме Александра Невского и сведений о том, что ее планируют передать Торопецкому монастырю, у них нет.
При этом директор Русского музея Владимир Гусев занимает жесткую позицию относительно возвращения иконы из элитного поселка в музей Санкт-Петербурга. Более того, в конце 2017 года Гусев сообщил, что готов рассмотреть вопрос о передаче иконы Торопецкой Божией Матери в Торопец: «В принципе я готов обсудить и убедить наших хранителей, что икона может вернуться на длительное хранение в тот собор, в котором она исторически находилась, но была после революции изъята».
В заочном диалоге реставраторов и искусствоведов всегда упускалась одна деталь. Крайне важная. Эта икона – не только предмет искусства, она в первую очередь святыня. Осознавая это, мы уверены, что икона должна находиться там, где много веков ей молились верующие, – в соборе Свято-Тихвинского женского монастыря Торопца.
Сегодня монастырь относится к ведению Ржевской епархии, где есть свое мнение по поводу этой ситуации.
Кто может удержать «Богоматерь»?
Собеседник Tverigrad.ru, секретарь епархиального управления Ржевской епархии отец Владимир (Гревцев), делает акцент на том, что позиция церкви в этом вопросе взвешенная. «Мы не настаиваем на немедленной передаче иконы, – говорит отец Владимир. – Для ее хранения в соборе монастыря пока нет должных условий». По его словам, такие условия обеспечены в храме Александра Невского подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро.
– Икона помещена в специальный киот-саркофаг австрийского производства, где поддерживаются нужные для ее сохранности температура и влажность. Стоимость такого киота очень велика, и приобрести аналогичный епархия не сможет, – уточняет священник.
Вероятно, можно было бы попросить киот у его владельцев, но что-то подсказывает, что ответ будет отрицательным. Или его вовсе не последует…
В беседе отец Владимир напомнил еще об одном факте, связанном с торопецкой иконой: «Церковная история гласит, что эта икона не только одна из самых старых и загадочных. Она всегда наказывает своих обидчиков. Вера в это была настолько крепка, что в XVI веке царь Иван Грозный не осмелился увезти ее из монастыря, хотя, как гласит предание, намерение такое у него было». Русские цари вообще особо чтили эту икону, а царь Алексей Михайлович Тишайший в XVII веке построил для нее собор, равного которому по красоте и убранству в те времена не было даже в Первопрестольной.
И вот теперь, много веков спустя, у знаменитой чудотворной иконы-хранительницы фактически нет своего дома. Ее судьбу решают люди, которые, как кажется, не вполне осознают ее значение для духовной жизни страны, для истории земли Тверской. Как заметил в беседе с корреспондентом Tverigrad.ru отец Владимир: «Кто может удержать “Богоматерь”?»
Можно много спорить о том, насколько правильна проводимая в стране политика возвращения церкви ее имущества. У каждой из сторон есть свои аргументы. Но, может быть, когда речь идет об иконе, представляющей огромную духовную ценность для верующих, такие споры нужно оставить? И вместо этого начать пытаться создавать условия, при которых икона Торопецкой Божией Матери смогла бы вернуться в свою монастырскую обитель…
КОММЕНТАРИИ 4 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Ждем реакции нашего самого православного из всех православных губернатора. Одолеет ли он ребят с Рублевки???
А кто из губеров был православный? Владимир Суслов (1991—1995) коммунист-атеист, Владимир Платов (1995—2003) этот ни в чёрта, не в бога, только в зелёного змия, Дмитрий Зеленин (2003— 2011) иудей, Андрей Шевелёв (2011 — 2016) так этот полковник- греховодник по определению не может быть православным, его трёхэтажный мат, разносящийся по округе заглушал колокольный звон. Руденя И.М. настоящая фамилия Урицкий. А нонешний, одна показуха на православного, как говорится, по статусу положено ходить в церковь, подержать свечку, хожу и держу.
Кто-то кого-то обманывает.
В историческом музее Торопца указана на другая икона.
Что можно сказать о верующих? Верить намного легче, чем знать: думать не нужно!
Как можно назвать людей, которые верят в мифы, хорошо зная, что это выдумки? Можно ли назвать людьми разумными существ, тупо повторяющих некие тексты, называемые молитвами, и вечно клянчащими подачки у некоего существа – бога...