Острый и современный, покоривший Германию и оценённый Лавровым: беседа об уникальном театре «Премьер»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Корреспондент Tverigrad.ru пообщался с руководителем единственного в мире частного творческого объединения при школе Андреем Коряковым.

«Наверное, это уникальный случай, когда частный театральный коллектив автономно существует на базе школы», – задумчиво говорит главный режиссёр театра «Премьер» Андрей Коряков. Он спешит с уроков Безопасности жизнедеятельности, которые ведёт у школьников. Но главная страсть тверичанина, то, на что направлена вся его энергия – творческое объединение «Премьер», расположенное на третьем этаже тверской гимназии №12. И это в материальном плане, а в творческом плане театр покорил зрителей далеко за пределами родного города.

Андрей Коряков – новый герой проекта Tverigrad.ru TVERTEAM.

Театр «Премьер» действует на базе тверской школы с 1992 года, он прошёл несколько этапов развития – от студии до творческого объединения, популяризирующего жанр мюзикла в Тверской области. В 2012 году театр получил звание «народного». Последние несколько лет у режиссёра, композитора и актёра Андрея Корякова дни строятся одинаково – подъём в 06:30, уроки для учеников, обязанности замдиректора гимназии и творческая работа до глубокой ночи.

Уникальный, частный, для всех

30 лет назад Андрей Вячеславович пришёл из армии, куда его забрали из педагогического училища. Тверичанин оттрубил во флоте, где как человек творческий помогал организовывать концерты. На гражданке Андрей Коряков раз и навсегда сделал свой выбор – он организует театральную студию при школе. В 90-е годы было тяжело, но терпение и труд всё перебороли.

– Мы вообще начинали с того, что по крупицам собирали реквизит и старались рационально использовать каждый миллиметр помещения. До сих пор работаем в таком режиме бережливости. Когда-то мы брали костюмы напрокат и в ТЮЗе, и в театре драмы. Сейчас нам шьют их из купленных материалов. Многие дети заказывают костюмы сами, а потом забирают себе. Потому что размеры индивидуальны, а спектакли, как и исполнители, сменяются, – объясняет Андрей Коряков, когда мы рассматриваем костюмы в узком хранилище. – А некоторые мюзиклы требуют до 5 смен костюмов для каждого исполнителя.

О материальном и нематериальном, о любви к мюзиклу и педагогике смотрите в коротком видеоинтервью с Андреем Вячеславовичем.

Всего в хранилище висит около 2000 костюмов. Для того, чтобы хранить всё, даже сконструировали импровизированную антресоль. Разговор с этого мы начинаем неслучайно – всё же, согласно расхожей фразе, театр начинается с вешалки. Но не вешалкой единой, пусть коллектив и должен вкладывать много средств в матбазу. В обмен на это он получает творческую свободу и может ставить то, на что падёт жребий.

– Однако, демократии здесь нет. Я выбираю пьесу, и мы работаем над ней. С детьми по полгода, со взрослыми – 4 месяца. Но это, конечно, уникальная ситуация: мы – репертуарный театр, который существует при школе, – отмечает Андрей Вячеславович. – Это означает, что работаем на регулярной основе и выпускаем до 7 спектаклей каждый год. И хотя бы половина зала должна быть каждый раз заполнена.

За 3 десятилетия театр «Премьер» смогли назвать своим любимым хобби и даже своим вторым домом тысячи тверичан. От «Премьера» в 2004 году отпочковалась студия «Зеркало», которая работает на базе Тверского госуниверситета. Конечно, далеко не все члены творческого объединения идут далее по театральной и даже по творческой стезе. Но определённой закалкой это заражает, а также даёт всем шанс проявить себя и сыграть на сцене.

Уникальность творческого объединения, базирующегося в гимназии, ещё и в том, что оно дарит тверичанам возможность прикоснуться к искусству мюзикла.

– Я первую свою песню написал в 17 лет. Никогда бы не подумал, что буду писать и заниматься этим на профессиональной основе. Музыки я много пишу. Наверное, это будет не очень скромно, но я написал больше, чем Чайковский. Иногда мне приходиться писать до 70 песен в год для мюзиклов, – поясняет Андрей Коряков. – На творчество выделяю время по ночам.

Просто песня!

Любовь к мюзиклу, которая многим и не снилась, вспыхнула у мэтра в 1998 году, после знакомства с польским мюзиклом «Метро», который демонстрировали в Московском академическом театре оперетты. В СССР понятия «мюзикл» не было, популярны были музыкальные спектакли и рок-оперы. И неординарность нового жанра так взяла за душу 30-летнего деятеля культуры, что Андрей Коряков 7 раз посмотрел «Метро».

– Конечно, мюзикл отличается от обычной постановки. Над ним работают другие профессионалы. Должен быть профессиональный хореограф, именно мюзик-холльный, т. е. тот, кто ставит мюзиклы. Это не подтанцовка в кабаке где-нибудь, это не эстрада. Мюзикл должен овладеть человеком, овладеть зрителем. Этого добиваются различными средствами, в том числе, техническими. Тут сплетаются вокальное, хореографическое, цирковое, драматическое искусство, – рассказывает Андрей Вячеславович. – Кроме того, мюзиклы были придуманы в Америке для того, чтобы популяризировать классику. Отечественные мюзиклы, конечно, отличаются.

Для воплощения в жизнь таких спектаклей в 2011 году на базе театра-студии «Премьер» и организовали Школу мюзикла, где детей с малых лет обучают этому искусству. Ученики развиваются по трём направлениям – хореография, вокал, актёрское мастерство. Каждый год в течение 4 лет они выпускают по одному «курсовому» спектаклю. Плюс новогодняя сказка и спектакль для взрослых актёров. Для подавляющего большинства вещей главреж сам пишет сценарии.

В общей сложности, участники коллектива могут и 9 лет постигать театральное искусство, а потом поступить в вуз. В прошлом году 2 выпускника «Премьера» продолжили обучение по театральной части – в ГИТИСе и в Академии кино и телевидения в Санкт-Петербурге.

Многие покоряют экран. Как Павел Комаров, который снимался в сериалах «Жуки», «Предпоследняя инстанция», является ведущим артистом в Театре на Таганке, а также играет в Театре наций.

Но руку набивают тверичане в альма-матер. Город знает о «Премьере», и периодически в зале собираются аншлаги – цена билета в 400 рублей никого не смущает. Увеличивать её пока не собираются.

– Все средства, которые мы зарабатываем, мы вкладываем сюда. У нас артисты не получают зарплату. То, что получается так автономно работать, это… Просто чудо! Так бы я сказал, если бы со стороны наблюдал. Но я 30 лет этим занимаюсь, так что скажу лишь – это кропотливый труд. Автономное существование возможно с очень большим трудом. Приходится зарабатывать, – подчеркнул Андрей Коряков.

Нужно заметить, что театр «Премьер» не просто так работает в зале школы. Творческое объединение арендует помещение у учебного заведения. Андрей Коряков смущённо разводит руками – ему приходится быть не только режиссёром и педагогом, но также экономистом, бухгалтером и даже декоратором. Всё понимать, во всём разбираться, всё контролировать. Ведь тут речь не о бюджетах, как у гостеатров.

– Я бы не сказал, что у нас самый театральный город в мире. И заставить сюда прийти и поверить, что мы – театр, мы стараемся и даём результат – нам стоит большого труда. Во многом, конечно, отталкивает то, что театр при школе. Ну, что такое школа? Школьная студия – это в представлении большинства коллектив со сменяемым составом, который максимум выступает на фестивалях. Но мы стремимся к профессионализму и иным высотам, – поясняет Андрей Коряков.

Действительно, согласно расхожему мнению, обыватели, не театралы, ходят на спектакли несколько раз в год. «Жена хочет в новом платье покрасоваться, а я с ней», – такое объяснение часто можно услышать.

– Конечно, хотелось бы другую площадку – больше, серьёзнее, оснащённее… Но это и затраты другие, – резюмирует эту часть разговора Андрей Вячеславович. – А это место у нас уже намоленное.

Учение – свет, звук, танец…

В своё время Андрей Коряков писал музыку для Тверского ТЮЗа, сотрудничал с главрежем Ларисой Леляновой. Для того, чтобы повысить уровень постановок Андрей Вячеславович приглашал к сотрудничеству с «Премьером» артистов Бориса Михню, Ирину Андрианову, Константина Юченкова.

Они вели у ребят актёрское мастерство, занятия по речи и подсказывали актёрские и режиссёрские ходы. В репертуаре театра в разное время были различные авторы – от Михаила Себастьяна до Робера Тома, от Михаила Булгакова до авторских мюзиклов самого Андрея Корякова и Ирины Верховцевой. К примеру, сейчас планируется возродить постановку «Алые паруса», которая пользовалась огромной популярностью у публики.

Другая вещь – «Дракон» по Шварцу – будто прямо сегодня написана. Приобретая актуальную форму, эти сценические произведения дарят радость и возможность прикоснуться к прекрасному.

– Зритель идёт сюда с разными надеждами и целями – отдохнуть, получить информацию, что-то новое увидеть. Мы с жанрами часто экспериментируем. К примеру, сейчас ставим спектакль «Проданный смех» по Джеймсу Крюсу. Там есть интерактивность, взаимодействие со зрителями, – рассказывает режиссёр.

Андрей Коряков и сам играет на сцене, поддерживая себя в хорошей форме – в спектакле «Дракон». Раньше было больше ролей, но профессия режиссёра диктует свои условия – необходимо смотреть несколько со стороны. Творцу сложно играть в собственном спектакле.

– Да, я мог бы играть в другом месте, но… Такой свободы я не получу нигде. Свободу творчества, свободу выбора репертуара. Да, у нас естественно есть самоцензура. Это детский коллектив, поэтому пошлятину мы не выбираем для постановки. Комедии «ниже пояса» – это не для нас. Мы тяготеем к интеллектуальному театру, – поясняет Андрей Коряков.

Один из проектов, который реализует театр-студия «Премьер» вместе с музыкальным коллективом «МИР» из Германии – «Музыка ради мира». В 2018 году эту инициативу поддержал в своём письме министр иностранных дел Сергей Лавров. Проект становится особенно актуальным в нынешней непростой международной обстановке. «Музыка ради мира» пока будет проходить в онлайн-формате, но в дальнейшем уже есть планы по взаимным гастролям, совместным выступлениям и т.д.

Напомним, в рамках проекта в 2019 году участники немецкого коллектива «МИР» приезжали на выступление в Тверь, потом выступали в Москве. А тверичане из театра «Премьер» играли в Германии, в городах Райфельден, Баден-Валлер и Фрайбург, а также в Швейцарии, в Базеле.

В 2020-2021 годах проект продолжался онлайн. Создавали совместные видеопроекты, один из которых «Волга встречает Рейн» отметили наградами в Германии. В 2021 году немецко-российскому молодёжному проекту «Музыка ради мира» присуждена Геттингенская премия мира.

Пока международная деятельность «стоит на паузе»,  у тверичан есть много работы в России. Новые спектакли, новые гастроли, новые проекты.

Наша беседа проходила на следующий день после Дня театра. Творческое объединение «Премьер» известно далеко за пределами Тверской области, поэтому сюда приходят на спектакли туристы из разных регионов или те, кто бывает в Твери проездом. Театр объединяет страну, театр объединяет мир!

Читайте также: Татьяна Слесарева: «Вся наша школьная система работает на ребёнка, даёт ему право выбора».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

46
6
Telegramm TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Культура Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .