От первого камня до наших дней: история борьбы и возрождения Спасо-Преображенского собора Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

За свою многовековую историю кафедральный собор несколько раз переживал полные разрушения, но каждый раз вновь восставал из пепла.

Спасо-Преображенский собор в Твери, пожалуй, самый известный на данный момент храм. Масштабное возрождение святыни, широко освещаемые первые рождественская и пасхальная службы, великое освящение самим Патриархом приковали к этому собору большое внимание. Многие православные знают историю этого храма, а некоторые люди только знакомятся с этой святыней и религией и задаются вопросом «Чем же так примечателен Спасо-Преображенский собор»? На этот и другие вопросы о Спасе Златоверхом подробно ответил кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТвГУ Дмитрий Беговатов, который рассказал историю собора.

От первого камня…

Как известно из летописи, закладка Спасо-Преображенского собора произошла в 1285 году. И именно в этом году и в связи именно с этим событием в летописи впервые упоминается самый известный тверской князь – Михаил Ярославич, который впоследствии станет небесным покровителем Тверской земли. Закладка собора была делом необычным и из ряда вон выходящим. Это было событие, которое имело значение для всей Руси того времени.

– В это время Русь находилась под монголо-татарским игом, очень страдала от угнетения завоевателем, а строительство каменного собора было крайне затратным и сложным, на него нужно было иметь большие деньги и найти мастеров, которые могли бы реализовать сложную зодческую задумку. И Тверь, что удивительно, сумела это сделать, – рассказывает историк.

Традиционно это событие рассматривается как свидетельство того, что к тому моменту северо-восточная Русь уже восстановилась и была готова двигаться дальше, постепенно начинать бороться за свою свободу от монголо-татарского иго.

А что же представляла Тверь в те годы? Это было развивающееся и молодое княжество, появившееся в 1247 году по завещанию великого Владимирского князя, который не вернулся из орды и просил выделить своим детям отдельные княжества. Первым Тверским князем был Ярослав Ярославич Тверской, который через 16 лет становится уже великим Владимирским князем.

– Затем в Твери появляется самостоятельная тверская кафедра и собственный епископ. Им был Симеон Полоцкий. Проходит ещё 15 лет и происходит закладка первого после вражеского нашествия каменного сооружения северно-восточной Руси. Этим и обусловлена уникальность нашего храма и этого события. Оно, повторюсь, имело значение не только для Тверского княжества, но и для всей северо-восточной Руси. 

Данный собор возник не на пустом месте. Согласно летописям, его построили на том участке, где раньше находилась Космодемьяновская деревянная церковь. Вероятно, она выполняла функцию кафедрального собора. Церковь разобрали и на её месте и построили Спасо-Преображенский собор.

Что из себя представлял новый собор? Это был каменный одноглавый храм с четырьмя столбами, выдержан он был в традициях владимиро-суздальской земли. К сожалению, информации о строителях до наших дней не сохранилось. Есть теории, что либо это были мастера с владимиро-суздальской земли, либо с западных территорий Руси, которые не так сильно пострадали от нашествия.

Строительство длилось около 5 лет, но чин малого освящения Симеон совершил уже в 1287 году, спустя только 2 года после начала строительства. К чему такая спешка? Почему не дождались конца работ? На этот счёт у историков также есть два мнения:

– Весьма вероятно, что епископ Симеон уже чувствовал приближение смерти и хотел освятить собор пусть и малым чином для того, чтобы его детище, с которым он имел духовную связь, оказалось освященным. Ещё одна теория гласит, что Тверь вплоть до 18 века довольно часто и сильно горела. Это была судьба всех деревянных городов того времени. И незадолго до этого был еще один пожар, в котором погорели практически все церкви города. Мест для служб было недостаточно и возникла необходимость в малом освящении ещё не достроенного храма, чтобы было, где совершать богослужения, – говорит Дмитрий Беговатов.

До окончания строительства Симеон не дожил, но стал первым, кто был погребен в соборе. Впоследствии храм стал усыпальницей для высших духовных чинов, а также для князей и княгинь. Чин великого освящения храма состоялся в 1290 году. Его совершил второй епископ тверской земли Андрей. Но внутренние отделочные работы и перестройки продолжались ещё долгое время – это была совершенно рядовая ситуация для храмов того времени.

Тверской Феникс

На протяжении всей своей истории Спасо-Преображенский собор переживал множество разрушений и возрождений. Так, в 14 веке Иван Калита снял с тверского собора колокол и увёз его в Москву. Это было символическое действие, которое показывало верховенство Москвы. Но в том же 14 веке собор ждали и большие преобразования. В середине столетия при епископе Фёдоре II Добром произошло большое обновление, а в конце века большой комплекс работ провёл великий князь Михаил Александрович, при котором были покрыты золотом купола. Оттуда и пошло прозвание храма Спас Златоверхий.

– Изначальная версия храма до нас не дошла, она просуществовала лишь до 17 века. Причиной для этого стали несколько факторов. Смутное время  – собор был разграблен, он находился в плохом и плачевном состоянии. Даже крыша у собора была деревянной, что является показателем бедности. Было принято решение сделать кафедральным собор Белая троица. В 1634-1635 годах в Спасе Златоверхом провели ремонтные работы. Раньше было принято считать, что храм был полностью перестроен, но современные исследователи склоняются к тому, что это всё же был капремонт. На эту мысль наталкивает тот факт, что ремонт был проведён в слишком короткие сроки, а якобы новый храм просуществовал совсем недолго. Попытка вновь подлатать его не увенчалась успехом, возможно были нарушены конструктивные расчеты. К тому же, храм пострадал от пожара в 1661 году. Это настолько сказалось на нём, на прочности собора, что его нужно было перестраивать полностью.

Эту работу на себя взял архиепископ Сергий Волтухов (Велтахов) в конце 17 века. Он стал не просто организатором, но и главным ктитором (спонсором) – храм был построен на его личные деньги. Работы проводились в 1689-1696 годах и за образец зодчие взяли не изначальный облик храма, а Успенский собор Московского Кремля, отдавая дань современным веяниям. 18 мая 1696 года архиепископ Сергий освятил собор и здесь же впоследствии нашёл своё упокоение.

Новый храм имел три престола, большие иконы, которые достигали около 4х метров в высоту, чугунные полы, железные двери, но был холодным – система отопления там не предусматривалась. Совершать богослужения в Златоверхом можно было бы только летом.

– В 1736 году от пожара пострадала колокольня, – продолжает историк. – Самый известный тверской пожар 1763 года тоже затронул собор, но не так серьёзно, как остальную Тверь. Архиепископ Платон Левшин, который в то время находился в Твери, провёл реставрационные работы за свои средства и освятил собор. После этого пожара Тверь возродилась во многом благодаря Екатерине II, и в благодарность за такую милость в кафедральном соборе появилась интересная картина, которая в аллегорическом стиле изображала Екатерину, наследника и его супругу, входящими в храм.

В 1844-47 гг в соборе были устроены печи, после чего появилось возможность совершать богослужения круглый год. Печи эти располагались в подвале, однако, помещение под храмом отнюдь не было пустым. Все эти годы там располагался некрополь, где находились гробы с останками князей, княгинь и священников. Останки перенесли, однако, куда именно, не известно до сих пор.

В начале 20 века над соборной папертью был надстроен второй этаж. Пристройка эта была важной и нужной, так как отныне она играла роль ризницы – помещения, где хранятся атрибуты для богослужения и одежды священников. Роль ризницы на тот момент играл бывший придел Михаила Тверского, и в храме наконец-то появилась возможность его восстановить. К тому моменту завершаются перестройки и изменения в соборе, рядом с ним появляется деревянная часовня Всех Тверских Святых.

Советские годы

Как и любая церковь, Спасо-Преображенский собор переживал во времена советской власти не самые простые времена. Пришедшие к власти большевики не ждали, пока религия уйдёт из жизни людей естественным образом (на что изначально был расчёт), и стали этот процесс ускорять.

Появляется раскол, который был поддержан органами власти. Спасо-Преображенский собор был передан в руки обновленцам и был утрачен для православных людей вместе с главной святыней – мощами Михаила Тверского. Через девять лет ценности были переданы в музей.

– В 1935 году работы по уничтожению собора вышли на финишную прямую. В Калинине вышел план по перепланировке города и храм должны были разрушить, чтобы он не мешал движению транспорта. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор взорвали. Его остатки вывезли и то, что годилось как стройматериал, было использовано для строительства набережной и на засыпку съезда от Советской улицы к Волге. Холм, на котором возвышался храм, был срезан, а на его месте разбит сквер с Лениным и Сталиным, а сама Соборная площадь с 1941 года стала площадью Революции. Во время войны там находилось немецкое кладбище с белыми крестами. После победы над фашистами на том же месте был снова разбит сквер, установлен памятник Калинину и с тех пор изменений в этой части города не было, – объясняет Дмитрий Беговатов.

Возрождение сегодняшнего дня

В 1992 на месте, где стоял собор, провели первые раскопки, чтобы выяснить в каком состоянии были остатки храма. В 2003 был зарегистрирован фонд «Собор», который собирал средства на восстановления Спаса Златоглавого. Первым шагом к возрождению святыни стало появление в 2008 той самой деревянной часовни, а в 2010 году площади Революции вернули её историческое название – Соборная площадь.

 

По-настоящему за восстановление храма взялись в 2012. Тогда же провели серьёзные археологические изыскания. Спустя три года состоялась церемония закладки первого камня. Провёл её митрополит Виктор (Олейник) в 2015 году. 

Через 4 года, в 2019, храм был завершён, но нужны были внутренние работы, которые продолжались несколько лет. А всё, что было дальше, мы с вами видели своими глазами.

В 2021 году в храме прошли торжества, связанные с 750-летием тверской епархии. 5 декабря 2023 года, в день памяти «небесного заступника» Верхневолжья, открыли памятник Михаилу Тверскому и святителю Симеону. Скульптурная композиция расположена на площади около Спасо-Преображенского собора.

1 января 2024 его открыли для ежедневного посещения. 7 января в Твери в Спасо-Преображенском соборе впервые прошла рождественская служба, а 5 мая – первое пасхальное богослужение. В День России, 12 июня, в Твери состоялось историческое событие – торжественное перенесение мощей святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского из Воскресенского собора в восстановленный Спасо-Преображенский собор. А 21 июля чин великого освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенскому собору еще предстоит роспись, окончание внутренних работ и многое другое. Вскоре рядом появится и та самая колокольня, с которой Иван Калита снял колокол, и собор снова обретёт свой голос.

Но Спасу Златоверхому не впервой переживать своё возрождение. И в этот раз он уверенно стоит на своём фундаменте. Самый первый каменный собор Руси, построенный после монголо-татарского нашествия, символ духовного могущества.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

15
8
Telegramm Главное Общество Религия

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Не понимаю зачем ставить колокольню на угол оживленного перекрестка?
Времена поменялись, ну не будет больше таких столпотворений верующих у храма.
80% из тех кто прилюдно сейчас крестится, еще 30 лет назад точно так "убежденно" читали Ленина и Маркса.
О людях надо думать в первую очередь, а не о себе.

9
3