От топота копыт: как в Твери лошадки помогают ребятам с ОВЗ
Корреспондент Tverigrad.ru побывала в конно-спортивном центре им. Серовой и узнала, как на тверском ипподроме дети проходят иппотерапию.
О тверском ипподроме знают многие. Все, кто хоть раз наблюдал за тренировками лошадей, отмечали, какие это грациозные создания. Высокие, иногда своенравные, с красивыми гривами, тверские лошади нередко становятся победителями и призёрами.
Но в конно-спортивном центре им. Натальи Серовой кипит работа, которая практически незаметна постороннему глазу. Здесь лошади и специалисты открывают для больных малышей и малышей с особенностями совершенно новый мир. Научное же название этого явления – иппотерапия.
Лошадки как лекарство
Иппотерапия — это метод реабилитации посредством адаптивной верховой езды. Уникальность её заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.
В Твери с ребятами занимаются уже более 15 лет под наблюдением врача-иппотерапевта, который и открывает для детей и их родителей совершенно другой мир.
Ирина Алексеева – врач-иппотерапевт. Она занимается с ребятами разных возрастов, видела многие результаты и с удовольствием рассказала нашему корреспонденту, что же это такое.
– Иппотерапия — это уникальный процесс, – объясняет специалист – Мы даём ребёнку возможность двигаться, когда сажаем его на коня. Ребёнок испытывает те ощущения, которые не может дать ни вертикализатор, ни коляска.
Реабилитация для всех
Как рассказывает врач, на занятия приходят разные дети. Кто-то сидит, кто-то лежит. Для таких малышей лошадь буквально становится проводником в мир движения. Дети познают то, к чему ни своими силами, ни даже усилиями родителей в обычной жизни прикоснуться не могут. Шаг лошади в четырёх проекциях очень хорошо влияет на состояние тела больного. За счёт движений лошади идёт микромассаж, который выравнивает правую и левую части тела, если какая-то из них у ребёнка парализована.
Работа с лошадью не ограничивается только физическими нагрузками. Не зря в начале мы писали о комплексном воздействии на маленького человека. Самую важную роль играет работа с головным мозгом, который при церебральных нарушениях работает неправильно. Во время занятия идёт стимуляция нейронных связей и у ребёнка формируется новая схема движения. Но не только она положительно влияет на реабилитацию:
-Лошадь прогревает, она очень тёплая, мягкая, она фыркает, по-другому пахнет. Ребёнок понимает, что это совсем другое существо. И вот это психоэмоциональный фактор – это очень сильная стимуляция для того, чтобы ребёнок начал что-то делать.
Эффект от таких занятий, как рассказывает Ирина, колоссальный. Тот, кто прошёл хотя бы год-два регулярных занятий, наблюдает значительные улучшения в состоянии.
Другая большая группа детей, которые занимаются с лошадьми, это ребята с ЗПР – задержкой психического и речевого развития. Туда входят такие состояния как аутизм, синдром Дауна, олигофрения и так далее. Особенность занятий с такими ребятами состоит в том, что их приобщают к процессу ухода за лошадью и подготовке её к занятиям. Для каждого маленького посетителя составляется индивидуальная программа. Они ухаживают за лошадьми, чистят их и расчёсывают, готовят угощения в виде морковки, яблок и сахара.
-У таких детей с двигательными функциями проблем нет, они бегают и прыгают, как обычные нормотипичные ребята, но делают это хаотично. Их движения надо упорядочивать, – объясняет Ирина.
Дети с аутизмом становятся более контактными и потихоньку выглядывают из своего «кокона». Конечно, всё зависит от сложности состояния, но скорректировать его при должной работе специалисту, родителю и, конечно, лекарю с гривой под силу.
Детям с олигофренией (она же умственная отсталость) иппотерапия помогает как развить тело, так и адаптироваться в этом мире. Здесь важную роль играет процесс ухода за лошадью, когда ребёнок осваивает базовые навыки. Нарезать морковку для того, чтобы угостить питомца – это тоже часть реабилитации. Постоянное повторение этого действия закрепляется в подсознании ребёнка и фиксируется на уровне автоматизма и развивает моторику. Впоследствии человек может делать это и в качестве помощи по дому, и для себя. Шаг за шагом он осваивает базовые навыки, и это только один из примеров.
Индивидуальная программа как залог успеха
Физические занятия строятся по индивидуальной программе для каждого. Но база у них общая. Есть три основных положения на лошади: вперёд лицом, назад лицом, на боку и лёжа на спине и животе. По правилам терапия проводится без седла, но тут тоже есть нюансы. Кто-то из ребят аллергик, и поэтому тесный контакт с шерстью может быть опасен. Ребята с расстройством аутистического спектра могут плохо реагировать на новые осязательные ощущения. Поэтому занятия проводятся на вальтрапе – очень тонком седле.
Вальтрап же тоже является частью терапии. К нему дети прицепляют прищепки, развивая мелкую моторику, перебирают её пальцами. Даже такие действия формируют новые нейронные связи.
Есть требования и к самому копытному реабилитологу. Лошадь должна быть не младше 6 лет. Она должна перерасти подростковый возраст и уже быть со сформированным характером. С 6 лет считается, что животное уже обучено всем правилам, у неё формируется характер и осанка. Также влияет значение темперамент коня: вспыльчивые животные не подойдут, нужна спокойная и уравновешенная лошадка. Имеет значение и её шаг – он должен быть ровным и широким. Учитываются и экстерьерные особенности. Для занятий подбирают животное с определёнными особенностями. Она должна быть невысокая, но широкая, напоминать диванчик. К тому же к 6 годам у неё формируется осанка.
Занятие проходит с инструктором-иппотерапевтом, который отвечает за маленького пациента, и инструктор-коновод. Одно занятие занимает около часа, где первые полчаса отводится на общение с лошадью – а другие полчаса на саму физическую нагрузку. Сделано это для того, чтобы ребёнок не перенапрягался. Это время рассчитано специалистами и даёт максимальные результаты.
Проблемы материальные
В последнее время иппотерапия на слуху практически у всех, кто хоть как-то коснулся проблем детской реабилитации. Родители углублённо изучают этот вопрос, а врачи прописывают иппотерапию как составляющую часть занятий.
Но, к сожалению, в Твери с этим есть проблема. Занятие для каждого ребёнка – платное. Час обходится в 1200 рублей. Туда входит оплата иппотерапевта, коневода и содержание самой лошадки-лекаря. При этом заниматься с такими детьми получается только на выходных. Сотрудники просто не могут перейти в центр на основную работу. Отсутствие финансирования не позволяет выделить бесплатные квоты и, самое главное, построить крытый манеж. Сейчас маленькие пациенты могут заниматься либо в самой конюшне (где места хватает только для пони), либо на открытом воздухе, но в хорошую погоду. Полностью отпадает дождливая, снежная погода, ветер и даже низкие и высокие температуры.
– Когда мы были в Оснабрюке на обучении, там был этот замечательный крытый манеж с хорошим грунтом, – рассказывает Ирина. – Более того, тот манеж был с подогревом, и дети занимались при комфортной температуре.
Сейчас же для тверских ребят такой возможности, к сожалению, нет.
Маленькими шажками
Но тем не менее, даже по субботам и воскресеньям родители продолжают приводить своих ребят на занятие с лошадьми. В идеале, конечно, это должны быть регулярные занятия по понедельникам и четвергам, чтобы дети успевали отдохнуть. Но даже по таким занятиям результат виден. Об этом нам рассказала Елизавета, мама мальчика с расстройством аутистического спектра, который долгое время посещает подобные занятия и даже приходит с мамой на конюшню просто так.
-Дети на этих занятиях раскрываются. Это природа, свежий воздух, это на детей действует как-то по-особенному. Они ощущают в лошади что-то новое. Конечно, сначала обычно боятся. Но когда они её обнимают, занимаются, стараются дотянуться до хвостика, они меняются. Плюс дети с аутизмом любят монотонные движения, а на лошади они раскачиваются. Дети успокаиваются.
Плюс, по словам Елизаветы, у таких детей нет мотивации заниматься физкультурой, поэтому при помощи такой реабилитации в их жизни появляется нетравмирующая физическая активность.
Но это видимые нам результаты, результатов, которых хочет достичь любой родитель «особёнка». Для самих же детей важнее всего то время, когда они успокаиваются, находят гармонию с живой природой и чувствуют некую стабильность. И очень хотелось бы, чтобы в нашей области как можно больше ребятишек с особенностями почувствовали это на себе.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти