Откровения педагога: тверской учитель рассуждает о фэнтези и поколении тик-тока

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Карина Куликова учит детей красивому русскому языку и прививает им любовь не только к литературе, но и к жизни.

В школу Карина Владимировна Куликова, учитель русского языка и литературы тверской МБОУ СОШ №42, классный руководитель 8 «А» и 8 «Б», пришла 10 лет назад. Сперва она воспитала своих четверых детей, а уже после, понимая, что умеет объяснять, отправилась учить чужих.

– Почему пришла? Наверное, мне захотелось объяснять. Когда с детьми дома готовилась, я понимала, что могу подать материал доступно. И дети выросли, стали самостоятельными, мне стало скучно. Я хотела работу, которая мне будет нравиться, от которой будет какой-то драйв. Профессия учителя – это такой баланс между упорядоченностью, то есть всё должно быть строго, четко, и постоянной импровизацией, – делится Карина Владимировна.

О том, что такое профессия педагога для нашей героини, смотрите в коротком видеоролике:

С моей собеседницей, героиней проекта «Классные люди!», мы встретились после урока русского языка в её 8 «Б». Строгая и справедливая учительница, которая переживает за результат больше учеников, – такой показалась мне Карина Владимировна в работе.

– Она добрая, современная, хорошо преподаёт, не ругается. По-моему мнению, она самая лучшая, я её больше всех люблю, – говорит Иван из 8 «Б».

– Самое любимое, когда ученик, который обычно сидит и ничего не хочет делать, вдруг увлёкся темой и выдал мне результат. Вот у меня Ванечка, его «четверке», мне кажется, я обрадовалась больше, чем он, – отмечает Карина Владимировна.

«Пока глаза горят»

10 лет назад Карина Куликова, филолог по образованию, пришла работать в школу, правда, сперва в начальную.

– Во-первых, я думала, что старшая школа – это, наверное, очень сложно. Во-вторых, я хотела попробовать с самого начала: сравнить, узнать, – объясняет учитель. – Сейчас моё отношение к пятиклассникам, которые пришли из «началки», совсем другое, не такое, как если бы я работала всегда в старшей школе. Когда на втором или на третьем уроке ребёнок вдруг перестаёт писать, начинает плакать, я подхожу и вижу: он настолько испугался, что чего-то не понимает. И вот одной рукой по головке гладишь, другой показываешь. Я считаю, то, что отработала в начальной школе, – это очень хороший опыт.

После пяти лет в «началке» Карина Владимировна перешла в старшую школу, где теперь прививает детям любовь к русскому языку и литературе.

– Со старшими интереснее гораздо. И ещё, мне кажется, у нас как-то недооценивается работа учителей начальной школы. Это очень сложная, очень тяжелая работа. Но мне интереснее в старшей школе, потому что здесь я могу развернуться как филолог, – отмечает моя собеседница.

В литературу Карина Владимировна была влюблена с детства, в разговоре она вспоминает, как ещё в шестом классе прочитала «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

– Мне безумно понравилось, вот сейчас бы не стала это читать. Это уже скучно, на мой взгляд, тогда нравилось.

И, конечно, у каждого из нас есть любимый педагог, уроки которого накладывают отпечаток на дальнейшую судьбу его учеников. Такой человек был и в жизни Карины Владимировны, звали его Владислав Анатольевич Рафальский – учитель русского языка и литературы в рижской школе №40.

– Он был высокого роста, я помню, как он читал Маяковского, у него были такие кулаки-кувалды, это было так ярко, так потрясающе, что, мне кажется, у нас все были особенно влюблены в Серебряный век, именно в тот период, в который был влюблен Владислав Анатольевич. Харизматичный человек, чья личность не могла не оставить на нас отпечатков, – вспоминает о своём учителе Карина Владимировна.

Рафальский стал одним из примеров в профессии для моей собеседницы: «Работать, имея интерес. Пока глаза горят».

– Так цитировать Маяковского я не смогу, да и не хочу. Но блеск в глазах, желание что-то новое увидеть, разглядеть, это я, наверное, от него взяла.

Поэзия, которой так запомнился Рафальский, нравится Карине Владимировне, но «очень редко». «Коньяк в графине – цвета янтаря» Бродского и «А вы могли бы?» Маяковского – стихотворения, которые вспоминает наша героиня. Но больше она любит прозу, а в особенности фэнтези.

– Учителя читают фэнтези. Я люблю фэнтези. Кстати, ту же «Игру Престолов» я сперва прочитала, но Мартин не дописал, поэтому пришлось смотреть. Я посмотрела, потом перечитала, пересмотрела. Надеюсь, Мартин доживёт, я хочу дочитать, потому что сюжеты разошлись, – делится учитель. – Мне нравится и просто фантастика. Я люблю больше российских авторов, потому что переводные вещи не всегда удачно переводят, а мне нравится сам язык. Некоторые вещи Сергея Лукьяненко, Андрея Левадного, Андрея Мартьянова, Андрея Круза, – перечисляет Карина Владимировна. – Перемежаю с книгами на лингвистическую тему. Прочитала и детям даже порекомендовала «Лингвистические парадоксы» Одинцова, сейчас у меня в электронную книжку закачены «Истории русского языка в рассказах» Колесова.

Как оказалось, в наше время читают не только учителя, но и ученики, и многие весьма неожиданные вещи.

О времена, о нравы

«Дружба – это как пописать в штаны. Мало кому видно, но тебе тепло и хорошо», – такую популярную фразу из «Тик-Тока» эксперты региональной комиссии по проверке ОГЭ, среди который и наша героиня Карина Куликова, не раз видели в сочинениях девятиклассников на экзамене.

– Конечно, такие работы безжалостно аннулируются, – отмечает учитель. – Во время каждой проверки ОГЭ у экспертов лежит лист, туда мы выписываем перлы. И потом я развлекаю и друзей, и детей своих.

Однако не всё так плохо, на язык эти перлы на экзамене, как считает Карина Владимировна, никак не влияют, потому что дети, которые пишут такие сочинения, в будущем не будут играть важной роли в развитии  словесности. Но есть и другие ученики, они умеют выражать свои мысли.

– У многих детей достаточно хорошая речь. И у тех, кто немного читает, бывает речь взрослого человека. Тут я вижу, наверное, работу родителей: видно, когда родители разговаривают с ребёнком. Бывает, что ребёнок, который дома молчит, поднимает руку, но не умеет сформулировать свою мысль, это проходит к классу седьмому, но не до конца. Поэтому, обращаясь к родителям, полчаса в день надо, чтобы ребёнок выговорился, – считает учитель.

Опираясь на свою практику, Карина Владимировна отмечает, что современные дети пишут с большим количеством ошибок, чем старшие поколения. Во многих случаях подростков выручает автокоррекция или Т9, при этом почерк у школьников становится всё более непонятным, что, конечно, мешает при сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 9-м и 11-м классах. При этом, несмотря на рост популярности соцсетей, общение в которых отличается от того, чему учат в школе, сам язык, как считает моя собеседница, деградировать не может.

«Язык всегда претерпевал изменения, всегда были вливания, которые отпадали, а какие-то задерживались. Бояться не надо, язык – это живой организм, он нормально развивается.»

– Мне приятно, когда дети ко мне подходят и спрашивают, как это слово правильно произнести. Иногда я даже не могу на этот вопрос ответить, но мы ищем в интернете. Наверное, это тоже сближает, интерес к языку у детей вызывает. Им нравится что-то придумать такое, чтобы я полезла в интернет, чтобы мы потом обсудили, – рассказывает Карина Владимировна.

С учителем русского языка и литературы мы не могли не поговорить о том, как и что читают школьники в наше время. И здесь всё не так однозначно.

– Дети, наверное, делятся на две группы – одна, очень маленькая, читающая, с которой можно обсудить «Норвежский лес» Мураками, с восьмиклассниками. Недавно девочка просила у меня «Морфий» Булгакова, потому что не смогла найти сама. Я, конечно, принесла и порекомендовала ещё «Записки юного врача». В каждом классе из 30-ти человек есть два-три читающих, читающих очень серьёзно. Остальные, конечно, не читают в основном. Мне кажется, чтение больше превращается в хобби, – делится учитель.

Карина Владимировна вспоминает, как в конце седьмого класса задала нынешним восьмиклассникам выучить понравившиеся им стихотворение про смысл жизни. К удивлению учителя, многие подготовили «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу» Юрия Левитанского.

– Дети пишут рассказы, показывают. На удивление, многие пишут рассказы. Половина детей в школьном возрасте через это проходит. Со стихами сложнее. Я всегда могу найти хорошее в рассказе. А в плохих стихах найти хорошее сложнее, поэтому, к счастью, что мне не несут стихи, мне несут прозу, – делится учитель.

Трудности педагога

Карина Владимировна признаётся, что любит свою профессию, считает себя счастливым учителем.

– Я очень счастливый педагог, – делится она. – У меня чудные родители у детей, у нас чудная администрация в школе, у меня чудные коллеги. В общем, я очень счастливая, я классную школу выбрала, и дети, конечно, чудные.

Но в любом деле, в том числе и в педагогике, есть свои трудности. О них мне честно рассказала Карина Владимировна, которая также является членом Всероссийского экспертного педагогического совета. Он был создан по приказу министра просвещения РФ Сергея Кравцова, каждый регион в совете представляют по два учителя, Тверскую область – Карина Куликова и учитель начальных классов из Бологого Ольга Шевченко .

– На онлайн-заседаниях обсуждаются серьёзные вопросы. Например, снижение документальной нагрузки с учителей – это именно мы внесли. Также раньше подомовой учет был неофициальной, но обязанностью учителей, теперь это отменили. Позже планируется заседание по стимулирующим выплатам, чтобы привести к какому-то единообразию, и ведомственным наградам, потому что сейчас нет единого реестра и, действительно, большие непонимания: кого, за что и в какую очередь награждать.

Всероссийский экспертный педагогический совет – это «люди из народа». Они видят систему изнутри и говорят, что болит.

– Дело даже не в зарплатах, это, конечно, тоже, но в основном отношение, учитель не чувствует себя защищенным, – делится Карина Владимировна. – Молодые учителя уходят, их либо «съедают» родители, либо доводят дети, потому что нет системы, которая могла бы регулировать поведение детей в школе. Можно только вызывать родителей, писать докладные, а рычагов давления на непослушных детей нет.

Но всё-таки вопрос зарплат по-прежнему остаётся болезненным. В Твери ставка для учителя, как рассказывает моя собеседница, составляет 9 тысяч 300 рублей за 18 часов.

– То есть ставка учителя за 18 часов, которые в неделю он проводит в классе, плюс проверка тетрадей и подготовка тетрадей – это уже дополнительное время. Если я отрабатываю ставку, то выйдет 9 тысяч 300 рублей, конечно, я столько не получу, мне доплатит регион до минимума. Вообще учителя работают на полторы, на две ставки, – делится Карина Владимировна.

Конечно, государство старается оказывать материальную помощь учителям. В Тверской области в начале учебного года работники сферы образования получают выплату в 10 тысяч рублей. Также существует программа «Земский учитель», по которой учителям, переехавшим на работу в сельские школы положена единовременная компенсация в 1 миллион рублей.

Несмотря ни на что

Работа с детьми – нелёгкое дело, ведь к каждому нужно найти свой подход. При взгляде в кошелёк энтузиазм и вовсе может исчезнуть, однако учителя отдаются профессии, несмотря ни на что. Как говорится, учитель – это не работа, это призвание.

– Я понимаю, что не все мои дети будут филологами. Я хочу научить их уметь ошибаться, не бояться этих ошибок. Показать, что жизнь – это постоянные падения и подъёмы. Уинстон Черчилль сказал: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Собственно говоря, этому я и хочу научить детей, чтобы они не боялись жить, как-то находили радость в жизни, – делится Карина Владимировна.


Дети, в свою очередь, учат педагогов терпению, снисходительности, милосердию, умению сохранять мир в душе, несмотря ни на что. Так считает моя собеседница.

– Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Я не хочу быть заместителем директора, директором школы. Мне нравится вести уроки, – говорит Карина Владимировна. – В школу я пришла поздно, не успела перегореть, мне также интересно. Сперва была опаска, первые три года. Сейчас я в потоке. Мне интересно работать с детьми, мне интересно организовывать экскурсии, мы ездили в Вышний Волочек, в октябре поедем в московский офис «ВКонтакте».

Карина Владимировна – не только учитель русского языка и литературы, но и классный руководитель 8 «А» и 8 «Б», как она сама говорит, «мама на выезде».

– Это очень хороший, понимающий, добрый учитель. Она всегда старается помочь, готова помогать в любых ситуациях, даже тех, что не касаются школы. Понимает, находит подход к каждому ученику, – говорит о классном руководителе ученик 8 «Б» Сергей. – Мы очень часто ездим на различные мероприятия, выезжаем за город и в городе.

Наше интервью с Кариной Владимировной мы начали с вопроса о том, кто такой учитель. Её ответ – заключительный аккорд этого текста:

– Я вижу себя профессионалом, то есть я должна детям дать всё, что могу, насколько это возможно, заинтересовать. Я бы хотела отметить, если ребёнок не заинтересован, то научить его нельзя. Постараться найти подход, чтобы заинтересовать и выдать результат. Это, конечно, профессия, и она требует своей отдачи.

Напомним, что Tverigrad.ru запустил проект «Классные люди!» – это серия интервью с учителями школ Твери и Тверской области. Первой героиней проекта стала Анна Комарова, педагог из династии учителей, которая преподаёт в школе в Торжке информатику, физику и астрономию. 

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

31
3
Telegramm Главное Год педагога и наставника Интервью Классные люди Образование

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .