Первоклассная задача: как морально подготовить ребенка к школе

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Каждый год тысячи родителей сталкиваются с неизбежным: их малыш вырос и готов отправиться постигать знания. Как сделать так, чтобы переход от детского сада к школе получился безболезненным, как для самих ребят, так и их родителей, Tverigrad.ru рассказали психологи.

В 2017 году в Твери первоклассниками станут 5078 мальчиков и девочек. Настоящий бэби-бум добрался и до образовательных учреждений. Во многих школах организовано более пяти классов в параллели. Голова кругом сейчас идет у всех мам и пап города. Мало того, что нужно приобрести целую массу вещей – от линейки до школьной формы, – общая стоимость которых, помимо всего прочего, серьезно оттягивает карман, так еще и эмоционально перестроиться.

– Для ребенка это новый этап в жизни. Детский сад закончился, а там можно было спать, есть, играть, сейчас же начинается совсем другая пора – учебная деятельность, – рассказывает психолог-психотерапевт Анна Вековешникова. – В школе ребенку нужно быть усердным, внимательным, трудиться, выполнять домашнее задание.

В первом классе вчерашний малыш получает новую социальную роль – ученика. И это становится неожиданным для многих родителей, что уж говорить о детях, которые в одночасье сталкиваются с реальной жизнью. Одни ребята более-менее к ней подготовлены – вместе с мамой и папой научились читать, писать, решать простейшие арифметические упражнения. А другие – отправляются в свободное плавание, где не так-то и просто грести.

– Первые помощники в процессе адаптации – это родители, которые должны настроить ребенка на учебу, – уверяет Анна Вековешникова. – Причем делать это нужно тоже правильно. Не следует убеждать сына или дочь, что в школе будет одно веселье. Нужно объяснить, что будет сложно, но тем и интереснее. Потому что за каждым неизвестным скрываются новые знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

Как говорится, «как лодку назовешь, так она и поплывет», замечают психологи, поэтому ни в коем случае нельзя при детях вспоминать собственный крайне неудачный опыт в школе.

Программирование ребенка на будущие 11 лет мучений – не тот путь, которым должны идти родители. Нельзя критиковать учителя, наоборот, следует поддерживать его авторитет. Ведь первая учительница – это вторая мама, которую нужно любить, уважать, а главное – слушаться. Взрослым важно быть всегда начеку и следить за тем, как общается классная мама с детьми. Родителям не стоит бояться участвовать в учебном процессе.

– Чем более сплоченный будет коллектив – а я имею в виду не только учеников, но и учителя, и родителей, – тем лучше, – уверена мама будущей первоклассницы Анастасия Черкасова. – Не стоит все перекладывать на плечи педагога, это неправильно. Наши дети пока еще маленькие и сильно зависят от мамы с папой, поэтому мы должны обязательно помогать в создании дружелюбной атмосферы.

При этом, отмечают специалисты, родителям необходимо четко рассчитывать дистанцию. Многие мамы и папы уже переусердствовали, когда задолго до школы обучили ребенка всем азам настолько, что мальчик или девочка в первом классе чувствует себя некомфортно. Просто потому, что ему или ей здесь просто неинтересно.

– А вот чего можно не бояться, так это больше расспрашивать ребенка о том, как он провел день, чему новому научился, с кем подружился, – советует Анна Вековешникова. – Первое время нужно водить ребенка в школу, даже если до нее совсем недалеко. Ему будет приятно внимание мамы или папы и понятен настрой – взрослые идут на работу, а маленькие – в школу, где нужно тоже усердно трудиться.

В преддверии Дня знаний Tverigrad.ru публикует 10 важных советов педагога-психолога Валерии Прудаевой, основанных на практике работы с младшими школьниками. Как отмечает специалист, она «не раз сталкивалась с самыми разнообразными злоключениями с участием первоклассников: это и разнообразные страхи, истерики, плаксивость, неумение адаптироваться в коллективе и многое другое. Что самое интересное, большинство таких проявлений можно предупредить».

Пугающая неизвестность

До этого все было привычно для малыша: он вставал рано утром, завтракал, шел в детский сад, предвкушая встречу с любимыми друзьями и такой родной воспитательницей. Что ребенка ждет сегодня, он знает: игры, прогулки, занятия. Все это в привычной для него обстановке. Когда речь заходит о школе, ребенок часто не имеет представления, что это такое. Хорошо, если ему расскажут, что там не надо находиться целый день или что там есть перемены. Но этого ндостаточно. Стоит осветить все стороны школьной жизни: перемены, уроки, правила поведения, распорядок дня. В таком случае будущий первоклассник будет знать, что ему предстоит.

Игра в «школу»

Игра – это призвание каждого ребенка дошкольного возраста, любимое и веселое занятие. Он всегда готов играть – с утра и до самого вечера. Что это значит? Игра – верный помощник родителя в достижении воспитательных целей. Игра в «школу» будет адаптационным тренингом для вашего ребенка. Плюсы такого мероприятия в том, что в позитивной и интересной для дошкольника форме он соприкоснется со своей будущей деятельностью и легче переключится на нее. Он будет знать: это тоже игра, только немного строже, с другими правилами. Но раз это игра – это интересно. А интерес – это самый мощный мотиватор в обучении.

Преемственность поколений

Залог крепких и доверительных отношений – общение по душам. Поделитесь с малышом своим опытом пребывания в школе. Говорите обо всем. Все это выстраивает базис отношения к будущей деятельности первоклассника. Если родитель окрасит свои беседы исключительно в позитивные оттенки, то у ребенка создастся впечатление, что мама или папа всегда и во всем добивались успеха и при столкновении с любыми трудностями или проблемами маленький человек почувствует себя неудачником: «я не такой, как мама…», « меня будут ругать…», « я плохой…». Что скрыто за этим? Нежелание идти в школу, появление соответствующих страхов (в том числе и страха совершить ошибку), потеря интереса к обучению, вранье и многое другое.

Как год встретишь, так его и проведешь, или Позитивный курс на школу

Все мы знаем, что в школе бывает всякое: и ссоры с товарищами, и плохие оценки, и вредный сосед по парте…. Несмотря на это, ребенка необходимо настроить на позитив. Искать плюсы во всех проявлениях школьной жизни: интересные уроки; плохая оценка – шанс выучить лучше и понять, что сегодня ты недоучил, но сможешь лучше; строгая дисциплина научит выдержке, терпению – всё это помогает достигать любых жизненных целей и т.д.

Ты такой один

Ситуация, когда родитель сравнивает своего ребенка с «соседкой Катей» или «мальчиком Васей», встречается тут и там. Важно понимать, что ваш ребенок такой один. У него свои задатки, свои стремления и желания. Может, он и ведет себя не так примерно, как «та девочка из группы», но зато он прекрасно поет или рисует. На этом и надо делать акцент: хвалить, поощрять, радоваться каждому достижению. Такое отношение мотивирует на новые свершения, создает ситуацию успеха, а самое главное – ребенок понимает, что его поддерживают в любых начинаниях и любят.

Делу время, потехе час

Важно помнить, что школа – это не только уроки, учебники, домашние задания. Есть еще общение с одноклассниками, игры на переменах и во дворе после школы, различные кружки и секции. И это необходимо также обсудить с ребенком. Новый жизненный этап вовсе не означает, что школьник обречен сидеть целыми днями за партой и учиться с раннего утра и до поздней ночи. Есть время и на другие интересные дела. Спросите, чем бы хотел заниматься ваш малыш: ходить в старые секции или начать что-то новое. Предоставьте ему возможность посетить первичные занятия по различным направлениям и сделать свой выбор. Таким образом, ребенок будет осознавать, что ему доверяют, к нему прислушиваются и уважают.

С головой в омут или маленькими шагами

«На старт! Внимание! Марш!» Стоп, стоп, стоп. Это не соревнования, а всего лишь первый класс. Нужно помнить, что у каждого ребенка свой ритм восприятия, запоминания, мышления. Кто-то может запомнить быстрее, кто-то медленнее. Для комфортного обучения нужна подстройка. Помогите своему первокласснику чувствовать себя удобно и успешно. При этом не надо заставлять делать все задания сразу. Во всем нужна мера: дозированно, терпеливо, с пониманием, с перерывами на отдых и игру.

Режим дня

Простая истина: режим дня – ваш помощник. Во-первых, он дает определенность, что ребенку ждать сегодня, во-вторых, дисциплинирует его, в-третьих, помогает выработать полезные привычки (вовремя делать уроки, быть собранным, успевать делать все свои дела). Вы можете вместе с ребенком распланировать его время, при этом нужно обязательно получить одобрение малыша по каждому предложенному пункту. Ведь мы помним, что делать что-то принудительно никому не хочется.

Детское время и семейные вечера

Родители – очень занятые люди. Все время распределено по минутам. Часто поиграть или поговорить со своим чадом не успевают. Это и понятно. НО! Если вы организуете совместный досуг, прогулки, игры – хотя бы по полчаса в день, то в будущем в критических ситуациях вы увидите, насколько проще будет справляться вашему ребенку с жизненными сложностями и обидами, чем другим детям. Понимание того, что добрые мама и папа поддержат, помогут, поймут (а не отругают и накричат), делают личность сильнее.

Любите ваших детей

И напоследок самый важный совет: любите ваших детей, не жалейте на них времени и своего внимания. Семья – это ваша крепость и опора. Сейчас в вас найдут поддержку ваши дети, а затем всё это найдете в них вы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

13
0
Образование Социум

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

vugenaelena23 dsf

Не знай как для ребенка, но для родителей это тоже свое рода шок, это после работы надо еще домашнею работу делать

5
0