Первоклассные советы: в Твери декан ТвГУ объяснила родителям, как помочь детям в преддверии 1 сентября
Кандидат психологических наук Ирина Бариляк рассказала Tverigrad.ru как первоклашкам максимально избежать стресса и адаптироваться к школе.
До начала нового учебного года осталось совсем немного. Родители докупают все необходимое для школьников, сами же дети, особенно те, кому предстоит стать первоклассниками, переживают и, зачастую, испытывают стресс в преддверии неибежного и пока неизведанного периода в их жизни. Как им помочь спраситься, сделать переход на новый этап более комфортным? Об этом Tverigrad.ru поговорил с кандидатом психологических наук, доцентом, деканом факультета психологии Тверского госуниверситета, руководителем службы психолого-педагогического сопровождения Ириной Бариляк.

— Ирина Анатольевна, как родителям помочь психологически подготовить детей к школе? Особенно, если речь идет о первоклашках. Для многих это стресс, страх, волнение, беспокойство. Как в этом случае настроить детей? Есть ли для этого специальные практики?
— Поступление ребенка в школу — это волнение и переживание не только для детей, но и для родителей. И связано это, прежде всего с тем, что ребенок вступает в новый возрастной этап своей жизни. Перед ним стоят новые цели и задачи, меняется ведущая деятельность. Если в дошкольном возрасте это была игра, то сейчас — учебная деятельность.
Ребенок, который поступает в школу, попадает в новую социальную ситуацию развития, которая существенно начинает сказываться на изменениях внутренней и внешней социальной позиции ребенка.

Сейчас главное, чтобы родитель меньше тревожился и волновался сам, так как его переживания могут передаваться и ребенку. Важно, чтобы мама, папа, значимые взрослые были рядом с детьми: разговаривали с ними, обсуждали интересующие и волнующие ребенка темы, принимали переживания своих детей, не обесценивали их. Очень часто родители, пытаясь успокоить сына или дочь, произносят такие фразы «стоило из-за этого переживать», «было бы чего пугаться», «ты же уже большой» и так далее. Для ребенка это серьезные эмоциональные переживания, а непринятие их ставят ребёнка в еще более сложное положение.
Если ребенок чего-то боится или переживает, и он готов об этом рассказать, нужно выслушать его и дать совет как можно справиться с этим волнением, поделиться своим опытом (как родитель, когда был в таком возрасте, переживал подобные ситуации и справился с ними). Также необходимо со своим ребенком поговорить о важности обучения в школе, о дружбе с одноклассниками, и о том, что теперь у него появляются новые правила поведения и обязанности уже школьника. Главное, чтобы учение для ребенка было интересным, увлекательным, мотивированным, победным, радостным от успехов.

Если ребенок не знает в какую школу он пойдет, постоянно спрашивает родителя по этому поводу, можно до 1 сентября сходить на экскурсию в учебное заведение, чтобы будущий первоклассник понимал, где находится школа и какая она. Такой поход снизит переживания ребенка, ведь неизвестность всегда вызывает напряжение и тревогу. Важно будет родителям рассказать ребенку о школе и школьной жизни, поделиться своими положительными воспоминаниями.
Постарайтесь быть в курсе событий жизни ребенка: что интересует, чем увлекается, с кем дружит, в кем поссорился, что получается, по какому поводу переживает и так далее. Но делать это аккуратно, ненавязчиво, деликатно и с интересом.
— Первоклашки, попадая в школу, оказываются в совершенно незнакомой среде с незнакомыми взрослыми и детьми. Как им быстрее адаптироваться, привыкнуть? Могут ли в этом помочь родители?
— Помощь родителей в период адаптации ребенка к школе невероятно высока. Важно поддерживать его в этот период. Процесс адаптации очень индивидуален. Кому-то достаточно пару недель, чтобы адаптироваться, а у кого-то этот процесс длиться до трех месяцев, а то и больше. Если ребенок застенчивый, тревожный, необходимо поговорить с учителем, предупредить его об особенностях своего ребенка. Если поведение ребёнка резко изменилось: часто беспокоится, стал капризным, отказывается идти в школу и так далее, то нужно обязательно об этом рассказать учителю или сходить к школьному психологу, чтобы своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку первокласснику.

В случае «страха ребенка остаться на некоторое время без родителя», а такие ситуации бывают у первоклашек, родителю важно донести до ребенка, что сразу после занятий или четко обозначенного времени родитель за ним придет. Родителям нужно постараться в таком случае избегать таких фраз «ничего плохого не случится», «не переживай», «не скучай». Ребенок, особенно в стрессовом состоянии/тревожном, не слышит частицу «не». Взрослому кажется, что он своего малыша успокаивает, а на самом деле — нет. Ребенок слышит эти фразы так:«случится», «переживай», «скучай».
Как я уже говорила, с детьми необходимо быть рядом. Родителям нужно беседовать со своим ребенком, узнавать как прошел его день,что интересного и нового он узнал, с кем познакомился, как зовут одноклассников, то есть проявлять интерес к его уже новой жизни, школьной. Хвалить его даже за незначительные,как может показаться взрослым, успехи. Не надо забывать, что для ребенка это новый этап жизни, где он проявляет себя в новом качестве, в новой социальной роли — роли ученика. Не все может получаться у него, поэтому родителям рекомендуется сохранять терпение при объяснении чего-то и стараться спокойно отвечать на все вопросы, которые волнуют ребенка. Ребенок должен понимать, что каждый день не будет веселым, увлекательным, спокойным, что необходимо будет трудиться. Он может уставать, у него могут возникать проблемы. Но главное он должен знать, что родители всегда ему помогут, что они рядом, но не решать за него проблемы, а помочь ему справиться со сложной ситуацией, чтобы ребенок понимал — «я смог, я справился».

Важным моментом в период адаптации является соблюдение режима дня: вовремя вставать и ложиться спать, обязательно выделять время для прогулки и выполнения домашних заданий, подготавливать школьный рюкзак или портфель со всеми необходимыми принадлежностями с вечера.
Не нужно с 1 сентября записывать ребенка на огромное количество кружков, занятий и секций. Если ребенок до школы посещал дополнительные кружки и занятия, то необходимо это теперь соотнести в новой нагрузкой. Важно,чтобы для ребенка это было в удовольствие, и чтобы у него оставалось и свободное время для прогулок.
— Не только родители играют большую роль в обеспечении успешной адаптации ребенка к школе, но и учителя. Как им вести себя с детьми, ведь каждый ребенок индивидуален? Как не навредить? Надо ли применять индивидуальный подход?
— Когда ребенок попадает в школьную среду, родитель не перестает быть значимым взрослым, но важной и ключевой фигурой для школьника, особенно для ученика начальной школы, становится учитель. Учителю, конечно, необходимо время для того, чтобы изучить и понять каждого ребенка. К процессу адаптации ребенка в школе также подключаются и школьные психологи. Если с первых дней будет контакт родителей с учителями и другими специалистами, своевременное обозначение возникающих проблем, связанных с адаптацией,обучением, поведением и так далее, то это обеспечит грамотный процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка по преодолению возникающих трудностей и проблем. Иногда, ошибка родителей заключается в том, что если ребенок находится в школе, то вся ответственность только на учителях, психологах и так далее. Школьная среда не ограничивается педагогами и психологами. Родитель выступает носителем микрокультурных ценностей и отвечает за процесс контроля и регуляции различных детских проявлений. Триединство «учитель-психолог-родитель» является залогом благополучного развития,обучения и воспитания ребёнка. Успех адаптационного процесса ребенка к школе обеспечивается применением индивидуального/личностно-ориентированного подхода.

— Речь не только о первом учебном дне, ведь ребенок не сразу привыкнет к школе. Надо ли отпустить эту ситуацию, подождать, когда ребенок постепенно адаптируется, или стоит активизировать процесс адаптации? Например, познакомиться с семьями одноклассников, ходить к ним в гости, чтобы дети быстрее привыкли друг к другу?
— Процесс адаптации, повторюсь, индивидуален, не нужно форсировать события. Соблюдение рекомендаций, о которых мы уже говорили, поможет ребенку спокойно пройти данный процесс. Чтобы дети лучше узнали друг друга, можно выделить время на прогулку сразу после школы. Очень часто дети просят родителей немножко задержаться на пришкольной территории, чтобы побегать, поиграть, пообщаться со своими одноклассниками. Если у детей возникнет желание пригласить кого-то в гости из одноклассников, можно его удовлетворить. Главное, в период адаптации ребенок должен находится в доброжелательной и принимающей атмосфере. Любовь, забота, принятие и поддержка — вот главные составляющие успеха адаптации ребенка к школьному обучению.
Напомним, в России хотят поощрять рублём учителей, которые способны заинтересовать школьников.






КОММЕНТАРИИ 0 Войти