Плата за ошибку

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Завтра, 25 апреля, пройдет II ежегодная конференция “Ответственность директоров: тенденции, перспективы, IPO”. В преддверии этого события о тенденциях развития законодательного регулирования вопросов ответственности директоров с корреспондентом “РБГ” побеседовал президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин.

– Дмитрий Вадимович, каковы сегодняшние веяния в сфере усиления ответственности директоров за свои поступки?

– Нормы об ответственности менеджмента существуют в корпоративном законодательстве изначально, но на протяжении всего периода рыночной экономики отсутствовала практика их применения. Сегодня у нас происходит то, что уже давно происходит во всем мире. Мы идем вслед за мировой экономикой, и наше государство, сильно опаздывая, тем не менее стремится догнать цивилизованные страны по уровню ведения бизнеса и корпоративной ответственности. Хорошим подспорьем в этом служит кодекс корпоративного поведения. Это свод правил, рекомендованных к соблюдению участникам рынка ценных бумаг и направленных на защиту прав инвесторов, а также на улучшение иных аспектов корпоративного управления. Кодекс как раз и рассказывает о том, как нужно вести бизнес, как быть социально ответственным к своим клиентам, партнерам, сотрудникам.

– В России социальная ответственность до сих пор у многих ассоциируется с благотворительной деятельностью.

– На самом деле социальная ответственность – это прежде всего жизнь компании во внешнем мире: клиенты, партнеры, сотрудники и все, что ее окружает. Она нужна для того, чтобы к компании относились с большим доверием. Во всем мире такая ответственность компаний растет. Например, одна небольшая негативная информация про крупную корпорацию может сгубить всю ее рекламу, поэтому, чем больше компания известна, чем шире она присутствует на рынке, тем ответственнее она должна относиться к тому, что о ней говорят. Кроме того, сегодня информационные потоки убыстряются, и информация о компании, хорошая или плохая, с помощью газет, ТВ и Интернета распространяется очень быстро. Как-то прокомментировать эту информацию зачастую просто невозможно, такова скорость потоков. Есть и еще один аспект: становятся быстрее финансовые потоки. Одно решение компании о выпуске нового продукта резко меняет весь рынок. Это хорошо видно на примере компании Apple. Происходят моментальные финансовые операции, выпускаются акции, облигации, векселя. В результате любое решение компании крайне сильно сказывается на ее финансовом положении. За рубежом постоянно отслеживают все негативные моменты и риски, которые могут быть связаны с компанией.

– Поэтому возникла законодательная необходимость установить ответственность за такие решения?

– Да. К примеру, я акционер, неожиданно директор моей компании решил полететь за рубеж на частном самолете. А стоимость полета достаточно большая, поэтому я как акционер не получил деньги. Более того, я потерял не только эти дивиденды, есть и другие убытки, потому что многие, узнав об этом случае, начали продавать акции компании, избавляться от них, так как компания плохо управляется. В результате акции обесценились, а я под их залог брал ипотеку, а значит, и деньги потерял, и квартиры лишился. Для обычного человека это серьезнейшие финансовые потрясения. Именно поэтому за рубежом идут к тому, чтобы законодательно закрепить некоторые действия. В частности, ответственность по такому критерию, как бездействие. Казалось бы, что-то не сделал, какая вина? А надо наказать за бездействие, потому что если директор или его заместитель, ответственный за конкретное направление, вовремя не уволил того работника, который взял самолет, то, наверное, он плохо поступил. Есть и другие понятия, такие, как доверие, лояльность. За рубежом прямо описывают эти понятия, чтобы применять в судебной практике. Сначала они прописываются в корпоративном кодексе, а потом уже в законодательстве.

– Но что такое лояльность в бизнесе? Тут недалеко и до того, чтобы ступить на опасную тропу…

– Правильно, поэтому сначала нарабатывается практика, когда все моменты прописываются в понятиях и правилах поведения, за которые не следуют ни административная, ни финансовая, ни другая ответственность. За рубежом этот процесс длится без малого 30 лет, и тем не менее до сих пор все это еще уточняется. Мы сейчас в России пытаемся следовать за этими правилами и прописать эти понятия в корпоративном кодексе, а затем и в законодательстве. Безусловно, сначала эти понятия должны войти в нашу повседневную жизнь, хотя бы у управленцев. Именно этим мы и занимаемся в Ассоциации менеджеров – помогаем людям говорить на одном языке. А теперь бизнесу придется говорить на одном языке и с судьями, и с юристами, что является довольно серьезной задачей, потому что мы хотим уместить в 5 лет то, что другие страны прошли за 20-25 лет. Это большие трудности, которые нам надо преодолеть.

– Внедряется ли в России в практику страхование ответственности директоров?

– Да, директор может купить полис и таким образом он уже снимает с себя часть ответственности. По крайней мере его ущерб будет погашен страховой компанией. Этот институт помогает не только директору снять с себя материальную часть ответственности, но также является еще одной силой, которая проверяет деятельность директора как эффективного управленца. Если я страховщик, а директор – жулик, то я и не буду его страховать. Застраховав какого-то директора, страховая компания вместе с акционерами и аудиторами говорит о том, что этот менеджер лоялен и профессионален. Появляется еще один элемент в рынке, который дает уверенность акционеру в том, что компания хорошо развивается. Подобная практика с каждым днем все популярнее в России, но над становлением этого рынка надо еще работать и работать. Если обратиться произвольно к любой страховой компании, то в связи с тем, что она не понимает, как страховать эти риски, она себе сразу очень большую комиссию заложит. Рынок должен еще привыкнуть к этому виду страхования. Сегодня существуют две причины для подобного страхования: стандартное страхование ответственности директоров и в связи с публичным размещением. Второй вариант страхования нужен в основном для того, чтобы разместить акции за рубежом, для того чтобы зарубежные акционеры видели честность, лояльность и корпоративную ответственность компании. Правда, пока компании в основном довольствуются стандартным полисом.

Читать полностью на rg.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Без рубрики

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .