Покровительница избравших монашеский путь: в Тверь привезли мощи преподобной Ефросинии Полоцкой
Поклониться мощам святой в областном центре можно будет ещё два дня.
Великое духовное событие для православных верующих свершилось в Твери 10 октября. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей преподобной Ефросинии Полоцкой – основоположницы женского монашества на Руси. В этом году православный мир отмечает 920-летие со дня рождения святой.
В мероприятии приняли участие губернатор Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, духовенство, жители и гости города.
«Издавна жители Верхневолжья с особой благодарностью и почитанием относятся к прославленной святой. Правнучка равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, унаследовала от своего великого предка духовную мудрость и подвижничество. Стараниями преподобной из Византии на Русь была принесена чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Эффеская», которую мы знаем как Корсунскую. Этот иконописный образ был подарен в день венчания супругой святого благоверного князя Александра Невского полоцкой княжной Александрой городу Торопцу и на протяжении многих веков остаётся главной святыней нашего самого древнего города», – отметил глава региона.
Более семи столетий мощи преподобной находились в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Киева в Полоцк – на родину преподобной – мощи были перенесены в начале прошлого столетия. Долгое время прикоснуться к этой святыни можно было только в Беларуссии. И вот теперь такая возможность есть у жителей Тверской области.
– По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси по России, по российским епархиям шествуют мощи святой преподобной Ефросиньи Полоцкой. В нынешнем году мы отмечаем 920 лет со дня её рождения. И для укрепления верующих, для молитв перед святыней мощи провозятся практически через всю Россию. Мы их встречаем со Ржевской земли, и они будут пребывать у нас в Твери в разных храмах. В Спасо-Преображенском соборе два дня, затем в Христорождественском женском монастыре. Это важная веха, потому что преподобная Ефросиния Полоцкая считается покровительницей женского монашества. Затем они пробудут в старицком монастыре несколько дней и убудут уже в следующую область, – говорит ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора города Твери иерей Сергий Будков.
Преподобная Ефросиния (в миру Предслава) родилась, как и первый Тверской епископ Симеон, в Полоцке. В 12 лет приняв постриг, Ефросиния ушла в полоцкий Софийский собор. Преподобная Ефросиния стала покровительницей не только русского женского монашества, но и всех, избравших монашеский путь ко Христу. Она предстательствует за них Царице Небесной, не раз являвшейся святым в монашеском облачении и возвестившей, что она — игуменья всех монастырей Афона.
Верующие просят у преподобной исцеления от болезней, успехов в учёбе, защиты от врагов.
– Все святые – угодники божии и имеют перед Богом ходатайство о принесении молитв наших немощных престолу божию. Поэтому такие события, как принесение мощей и различных святынь и реликвий, они побуждают нас более горячо молиться святым угодникам божьим в нуждах своих личных и конечно же о тех вопросах, которые сейчас являются животрепещущими для каждого гражданина Российской Федерации. Чтобы наш народ был духовным и мужественным и мог противостоять всем козням, – отметил Сергий Будков.
По случаю такого события Спасо-Преображенский собор вновь стал центром паломничества для верующих. Прихожан было много несмотря на то, что принесение мощей состоялось в будний день.
– Сегодня очень большой праздник. Мы были в храме, который принадлежит ей. После этого для меня она дала очень многое: здоровье, благополучие, – говорит прихожанка храма Нина Харламова.
Поклониться мощам преподобной пришли целыми семьями. Елена Мурзина пришла в храм вместе с двумя сыновьями: как говорит тверичанка – и самой святыне поклониться и детей к религии приобщить.
– Приходя в храм в такие дни, когда сюда привозят такие великие святыни, хочется как-то спастись, что ли. Очиститься. Чтобы всю грязь убрать из себя, – говорит Елена Мурзина.
В Областном центре святыня пробудет три дня. С 10 по 11 октября — в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, 12 октября — в женском монастыре в честь Рождества Христова. 13 октября мощи прибудут в Старицу: в Старицкий Успенский монастырь. Ранее ковчег с частицами мощей Ефросинии Полоцкой пребывал в Соборе Корсунской иконы Божией Матери в Торопце.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Из протокола вскрытия и освидетельствования мощей Евфросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в горы. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре
По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда — мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута — сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.....Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплеснувшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, по развертывании оказавшимся частями парчовых облачений......Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата — от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей — с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет. Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский.....
Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной. Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком.
Подписи председателя и членов комиссии.
https://zapadrus.su/rusmir/istf/1803-kampaniya-sovetskogo-gosudarstva-po-vskrytiyu-moshchej-evfrosinii-polotskoj.html