Политизация тарифа – путь к развалу теплоэнергетической системы Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В сфере предоставления коммунальных услуг «крутятся» сотни миллионов рублей. И на первый взгляд кажется, что этих денег должно хватать на всё: и на оказание услуг, и на развитие систем жизнеобеспечения, к примеру, такого немаленького города, как Тверь.

Греем Вселенную

Картину портит один важный момент – отсутствие четких правил игры, их постоянное нарушение вовлеченными сторонами и дешевый популизм в принятии решений. Такая «особенность» с завидной периодичностью порождают кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве города. А популизм в первую очередь бьет по тем, ради кого, собственно говоря, и существует сфера ЖКХ – по потребителям, т.е. нам с вами.

Недавно депутаты Тверской городской думы «завернули» инициативу администрации по повышению тарифа на теплоэнергию в следующем, 2015 году. Такой шаг явно повысит популярность депутатского корпуса у населения Твери, но так ли он однозначен для нашего города в стратегическом измерении?

Тверскую «специфику», которая известна почти каждому, можно выразить кратко и емко: греем Вселенную. Сегодня износ теплосетей города составляет более 80% – Тверь из года в год балансирует на грани коммунальной катастрофы. Недавно сити-менеджер вообще озвучил цифру в 87%. Не стоит лишний раз напоминать, какие огромные потери образуются при таком состоянии сетей.

— Только официальный уровень потерь тепловой энергии в Твери, утвержденный РЭК Тверской области на 2014 год, составляет немногим больше 20% от отпуска тепловой энергии в сеть, что много, – считает ведущий эксперт Центра прикладных исследований региональной и муниципальной энергетики Института энергетики НИУ ВШЭ Игорь Ряпин. – Однако в условиях низкого уровня учета тепловой энергии у потребителей (а сейчас в городе приборами учета оборудовано не более половины потребителей тепловой энергии) говорить об объективном размере потерь сложно. Так, по данным теплоснабжающих компаний города, реальный уровень потерь в тепловых сетях составляет в полтора раза больше – 30% от отпущенного тепла в сеть. С таким уровнем потерь об экономической эффективности системы теплоснабжения говорить уже сложно.

Все познается в сравнении, и вот вам характерный пример: сравним платежи за теплоэнергию жителей Хельсинки и Челябинска… Суммы в квитках обнаруживаются одинаковые, а тариф в «уральском гиганте» в три раза ниже, чем в столице Финляндии. Что это означает? Просто две трети тепла в российском миллионнике потеряны. И подобные цифры можно встретить практически в любой части страны.

Кто виноват?

Существует красноречивая статистика: с 2008 года цены на газ выросли на 80%, на электричество – на 60%, на тепло – на 52%. Как мы видим, тариф на газ значительно опережает рост тарифов на тепловую энергию. И тут есть «тонкий момент»: «голубое топливо» де-факто является самой крупной составляющей в тарифе на тепло. В 2013 году доля природного газа в сжигаемом топливе составила 99,6%. Получается, газ, нужный для выработки тепла на котельных и ТЭЦ Твери, дорожает, а само тепло нет. Согласитесь, неравные условия какие-то – одни играют по правилам рынка, а другие им не подчиняются…

Фактически существующий тариф на тепло не только не учитывает потребности в развитии системы теплоснабжения, но и не дает поддерживать в работоспособном состоянии сети, степень износа которых увеличивается с каждым годом. При этом существует замкнутый круг: нормативные потери рассчитываются, исходя из «легенды», что предприятия ЖКХ ежегодно выполняют плановые мероприятия по ремонту, перекладке сетей и прочим общетехническим нуждам. Только вот такая идеальная модель не учитывает недофинансирование в течение многих лет предприятий ЖКХ. Все дело в использовании «социального тарифа», который, по сути, является одной из основных причин ненормативных потерь.

– Законодательство запрещает в экономически обоснованный тариф вносить ненормативные потери. Для того чтобы предприятие не было банкротом, у него не должно быть ненормативных потерь, значит, необходимо иметь такие средства в тарифе, которые позволили бы привести тепловые сети в состояние, когда эти ненормативные потери не возникают. В обратной ситуации, когда они есть, предприятие рано или поздно становится банкротом, – считает заместитель начальника РЭК Тверской области Евгений Никитин.

Получается, если даже по факту предприятие работает себе в убыток, тариф не покрывает расходов на производство или оказание услуги, – все равно выше предельного индекса не прыгнуть. Вот так последнее десятилетие «социальные» тарифы не давали предприятиям ЖКХ развиваться – к примеру, перекладывать сети. То есть при нынешней политике утверждения тарифа на тепло и горячее водоснабжение у теплоснабжающего предприятия в Твери остается один путь – в никуда.

Что делать?

Рецепт на самом деле прост: снижать потери и повышать эффективность работы городских теплосистем. Но, как это часто бывает в запущенных случаях, необходимо принимать непопулярные решения.

По мнению администрации Твери, тариф РЭК для тепловиков города является нерыночным и не учитывает реальные потребности отрасли. Местный тариф в 1272,4 руб/Гкал является одним из самых низких по Центральной России. К примеру, расценки в Брянске и Иваново на 60% выше.

Очевидно, понимая пагубность промедления при таком состоянии городских сетей, исполнительная власть максимально актуализирует проблему и в отличие от депутатов не боится идти на непопулярные в народе решения, если в конечном итоге они должны пойти на пользу городу. К слову, РЭК уже запланировала проведение общественных слушаний по тарифу, на которых тверитяне и власти города смогут обсудить тарифные раскладки тепловиков.

В этой связи позиция депутатов городской Думы не поддается пониманию. В исключительных случаях – а ситуация с теплосетями в Твери исключительно кризисная – представительному органу муниципалитета (в нашем случае Тверской думе) законом предусмотрена возможность обратиться к главе региона с просьбой увеличить тарифы. Однако наши народные избранники ею не воспользовались.

«Социальные тарифы», с одной стороны, очень рискованно повышать до рыночно обоснованных под страхом народного гнева, с другой – из-за крайне изношенного состояния сетей фактически отапливается воздух на фоне роста цен на газ. При такой «стабильности» потери в сетях не уменьшатся, сверхнормативные расходы тепловиков будут только расти, а конечный потребитель будет получать услугу худшего качества.

Прозрачный механизм

Конечно, тут посыплются резонные возражения, что потери крупных компаний будут в очередной раз компенсировать за счет простого народа. На самом же деле существует реальная возможность полностью не перекладывать бремя тарифа непосредственно на граждан – это вариант компенсации выпадающих доходов из бюджета. По нему существует вполне рабочий механизм: разница между тарифом на тепло для населения и промышленных предприятий компенсируется за счет казны. Это позволяет довести тариф до экономически обоснованного, не повышая плату для населения, зато получить необходимые средства для модернизации сетей.

Есть и второй вариант – поиск инвестора. Он осложнен тем, что тепловое хозяйство и так находится в плачевном состоянии, так еще местные власти идти на конструктивный диалог не очень-то собираются. Тем временем пассивная позиция чревата дальнейшим ухудшением ситуации, хотя, казалось бы, куда уж еще падать «ниже плинтуса»…

Кто-то возразит – и такое мнение встречается нередко, – что деньги от повышения тарифа могут уйти совсем не по назначению. Это неверно. Все статьи, которые заложены в тариф на тепловую энергию, контролирует РЭК. Теплоснабжающая организация представляет туда полную отчетность. На что средства заложены, на то они и должны быть потрачены. Это касается, в том числе, и ремонта сетей.

Поэтому опасения депутатов о недобросовестном расходовании средств представляются необоснованными. Более того, всю информацию о тарифах на тепло народные избранники могут получить в рамках обычного запроса: выкладки по тарифам от теплоснабжающей организации в РЭК представлены. В них учитываются реальные затраты на топливо и необходимые средства для ремонта сетей и производственных мощностей.

Администрация города с расчетом знакома, поэтому и сочла нужным первой выступить с инициативой повышения тарифа до экономически обоснованного. Средства «повышенного тарифа» планируется направить на решение жизненно важного вопроса – ремонта сетей. В этом контексте странным кажется высказывание депутата Тверской городской думы Сергея Делакова: «Существуют механизмы поднятия тарифов. Если «Тверская генерация» считает, что они ниже нормы, то может обратиться в суд и доказать свою точку зрения. Ни администрация, ни теплоснабжающее предприятие пока этого мне лично не доказали» – то есть очевидные всем проблемы теплоснабжения Твери депутату нужно еще «доказать».

Под таким углом зрения и выходит, что недопущение роста тарифа на тепло оказывается если не ложной, то весьма неоднозначной заботой о жителях Твери. В конце концов народные избранники для того и работают, чтобы заботиться не только о сиюминутном положении граждан, но и о будущем. А оно в такой ситуации покрыто мраком тумана – энергетическая система Твери как будто плавает посреди океана, не зная, повезет ли ей в итоге пристать к спасительному берегу, или нет. Те же, кто сейчас может повлиять на ситуацию, сделав ее управляемой и предсказуемой, думают больше о политической карьере и популистских решениях. К чему это все может привести? Например, к холодным домам, школам и больницам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Материал опубликован на правах рекламы
ЖКХ

КОММЕНТАРИИ 0

Комментарии временно закрыты